Tel: 972-544-889038
|
46-64 Так что, дорогие мои суседи, к концу подходит времечко вашего кувыркания — не будете вы больше туды-сюды пере- кувыркиваться, как ваньки-встаньки. Так что зваться вам ку- вырканными, пока до дому не поедете. В дальней ночной темноте замелькали подсвеченные изнутри керосиновыми лампами окна деревенских домов. Лошадка сама перешла на легкую рысь, почуяв родную конюшню, где ждет ее ночная торба с овсом. И вскоре телега с новыми поселенцами уже неслась по ти- хой ночной улочке древнего русского села. — Тпру-у-у, окаянная! — послышалась в темноте адресо- ванная лошади команда, и та встала около крыльца дома, из-за занавесок которого слабенько пробивался свет. На крыльцо вышла женщина и тут же радостно затарато- рила: — Ну вот, наконец-то! Дождалась я и мужа мово, Николай Иваныча, и приехавших на жительство на нашем порядке ку- вырканных. Да, глядишь-то, целая семья к нам пожаловала, а? Ужасть какой наступил, война-то! Сколь мужиков да парней наших в рекруты попризвали… Война только-только началася, а в колхозе уж работать некому. Ой, чтой-то я тут, на крыльце- то, разговорилася? Проходите в горницу, люди добрые, при- саживайтесь, а я до баньки добегу, я ее уж с час как растопила. — Ну, здравствуй, жана! — подал голос Николай. — Это хорошо, что банька готова вот-вот будет! С дороги люди. Опять же по нашему старообрядскому обычаю перед тем, как спать укладываться, дорожным людям нужно в баньке попа- риться, пыль дорожную да усталость посмывать. И мне попа- риться не вредно! — Проходите, проходите все в дом! — засуетилась хозяй- ка. — Наверное, Николай-то Иваныч, муж мой сказывал вам, что меня Клавдией зовут, так вот я и представляюсь: Клавдия я, Кулагина. Позвольте узнать, как к вам, дорогие наши ку- вырканные, обращаться? — Я — Яков Перецевич Шнеер, это жена моя, Роза Аро- новна, а вот сыновья: старший — Алик, младший — Илья. Очень рад я знакомству и тронут тем, как вы нас встречаете! 47 Голос папы звучал уверенно. И он первым переступил по- рог входной двери. Миновав просторные сени, они попали в кухню с русской печью, а затем в большую комнату, где и рас- селись по лавкам около большого обеденного стола, по краям которого стояли две ровно горевших керосиновых лампы с простыми стеклянными абажурами. Покой и размеренность жизни чувствовались в доме Ни- колая Кулагина везде — где-то далеко-далеко война сжигала землю и людские души, а здесь — отбеленное с синькой льня- ное домотканое полотно на кровати, занавески на окнах, ска- терка на столе, вышитые шторки по краям "красного угла", где теплилась лампадка… Сказка — одно слово! И это после всего пережитого во время эвакуации… Всего десять дней времени, но сколько же сил осталось в тех сотнях километров, что пришлось преодо- леть до уюта и спокойствия! Все четверо Шнееров на какой-то миг потеряли дар речи, и непривычная застенчивость обуяла их. Молча присев на ши- рокие скамейки, они всматривались в убранство и обстановку дома. Прошло с полминуты, показавшихся безмерными, после чего отец смог заговорить: — Вот уж никак не думалось мне, что так, в течение всего нескольких дней, моя жизнь и жизнь моей семьи так резко из- менятся. И в голову не могло прийти, что спасусь я в далекой русской деревне, в староверческом доме… — Насчет деревни — так вы это правильно, гражданин Яков, сказываете, а вот насчет староверского християнского дому — так это обшибочка произошла у вас, уважаемый… Скоро в баньку пойдем, попаримся, обмоемся, опосля откуша- ем, а эщо опосля поспим. Таково действо нашим урганизмам предписано. А ужо назавтра — пойдем вас в отдельный дом поселять, а там вы свой, яврейский, порядок какой-нито нала- дите. Туточки недалеко этот домишко находится. Николай вдруг смачно зевнул, потянулся и обратился к мужчинам семьи Шнеер: — Да чо ж мы сидим-то, пошли-ка в баньку. Вы, верно, и не знаете, как вести себя в бане-то. Ничо, научу я вас нехитрой 48 науке париться в деревенской бане! А ужо потом женщины наши, Клавдия с Розой, пройдут попариться и обмыться. …Баня, баня — деревенская русская баня "по-черному", теплом и паром излечивающая от трагедии бомбежек во время бегства. Она вошла в память Ильи как ночное сказочное явле- ние, перелицовывающее измученное, преющее от пота и грязи тело в новое, энергичное, имеющее огромное желание жить, работать, творить — наперекор врагам-злодеям. Четверо мужчин по очереди залезали на "верхний полок" — после нескольких черпаков воды, выплеснутых на раска- ленные булыжники. Пар, слегка обжигая, расширял поры ко- жи, через которые вместе с потом выходил стресс от бомбе- жек, от увиденных разорванных на части людей, коров, овец… Боль потерь и бегства от войны улетала вместе с паром через отверстие под коньком крыши. А березовый веник сна- чала похлестывал по разгоряченным телам: по спине, плечам, рукам, ногам, животу, после чего полагалось выскочить на улицу и полной грудью вдохнуть свежий ночной воздух, кото- рый опьянял вместе со сказкой-месяцем, восседающим на одиноком скворечнике… — Эх-ма, благодать-то какая — банька нашенская! — приговаривал Николай, обливаясь холодной водой из оцинко- ванной шайки. Трое Шнееров прилежно повторяли все, что делал корен- ной житель села Крутец. — Баня — это так называемая "прописка" на новом месте обжительства — так наш старец Василий Митрофанович гово- рит, — весело приговаривал хозяин. И вдруг в дверцу бани громко постучали: — Мужики, хватит, сколько можно баню занимать-то? Уж больше часу, как вы засели. Пора и нам с Розой место ослобо- нить. Один чан с водой нам оставляйте, а то как мы ночью-то нову воду будем таскать? Кушать идите. Я на стол давно под- накрыла. А мы-то с Розою опосля откушаем, после вас. Верх- ню одежу оставьте в предбаннике, мы ее сейчас же и пости- рам. Завтре к полудню все будет чисто да сухо, а то, как тру- бочисты, приехали кувырканные наши. Ох, война-война… 49 По тропинке, вьющейся между гнездами цветущего подо- рожника, мужчины не торопясь шли в дом Кулагиных, насла- ждаясь ночной свежестью, накрывшей спящее село… Одетые в льняные кальсоны и рубахи, босые, в белесых бликах лунной ночи — они чувствовали, что происходит что-то такое, что только и можно назвать чудом: смерть, шедшая за ними в бро- не фашистских танков, летевшая на крыльях немецких само- летов, осталась далеко, за линией фронта. А в доме у Николая Кулагина, в красной горнице на столе — яства от "царской кухни": картошка, отваренная в мундире, сметана в глиняной миске, суп с клецками в горшке, творог, вареное мясо и бутыль-четверть с ядреным деревенским ква- сом, сделанным из ржаных сухарей. В центре стола лежали кленовые деревянные ложки. — Милости просим к столу, — взмахнул рукой хозяин. — Извиняйте меня, дорогие Яков Петрович и вы Алик Яковлич и Илья Яковлич. Я сейчас вам порядок объясню: у нас в селе кушают из одной посудины, однако ложка у каждого едока своя. Вот и вся механика. Так что отведайте нашего хлеба- соли! А если вы когда и слыхали, мол, у староверов чужих людей кормят из отдельной посуды, то это не для вас. В беде и горе все должно быть едино. — Вот это да! — ошеломленно промолвил отец. — Как нас принимают! Мы простые-простые евреи из совершенно неизвестной в этой местности страны, а встречают, как род- ных, — смущенно добавил он. — Мало того, что мы не знам, что мы никогда и не слыхо- вали про эту саму Латвию. А насчет явреев — то, быват, люди, что-то брешут, что они, мол, рогаты да косматы, да нам-то, простым крестьянам этот-то брех не нужен. Тем боле, — весе- ло блеснул Николай глазами, — в баньке с вами мылся, ни ро- гов, ни копыт, ни космов каких не заметил! А вот что увидел — это лица ваши красивые да поведение благородно. Могу сказать вам одно: вы, как и староверы, водки не пьете, табаку – Алик ваш сразу согласилися не курить, семья у вас крепка, не блудлива, а посему принимайте как должное от нас уважение и заботу. Жить вам у нас по суседству в дружбе не день и не 50 два, наверно, надолгонько у нас в селе задержитесь. Так что давайте-ка откушайте — и спать! Николай встал перед иконой, губы его зашевелились, про- износя молитву, он начал креститься и кланяться. Потом он сел за стол и тут же начал есть, подставляя ломоть хлеба под ложку – подавая ночным гостям пример: мол, делайте то же самое. После съеденных деревенских яств Яков и его сыновья стали "клевать носами". Николай уложил их на два матраца, разложенных на полу около печки. Чистые, подсиненные про- стыни и наволочки, ровный свет прикрученных керосиновых ламп — все клонило в богатырский, крепкий, целебный сон. А вскоре и мама, немного поев, крепко уснула на кровати хозяев, отправившихся досыпать остаток ночи на сеновал, где уже сладко посапывали их дочки. * * * Первой проснулась мама. Она лежала на кровати и рас- сматривала лики на иконах. И от намоленных, потемневших образов у Розы поплыли мысли после первой тихой ночи, проведенной на новом месте: «Что же это такое — социализм? Жили же люди в про- шлом… Почему вдруг рабочие Латвии захотели объединиться с рабочими Советского Союза в одно государство? Неужто строительство новой, другой жизни требует стольких убийств? Не успели объединиться, а уже немецкие рабочие понаделали танков, самолетов, пушек, кораблей — и стали разрушать дома, мосты, фабрики, заводы, дороги, по- строенные латышскими и советскими рабочими? И, самое главное и необъяснимое — в первую очередь убивают евреев… И в чем мы перед ними виноваты? Перед рабочими-то… Арон и Эли еще совсем юные, а для них уже заготовлены пули… После захвата Польши Гитлером, в Лудзе появился моло- дой еврей Шмуэль. Он рассказывал, как сумел чудом купить паспорт на имя латыша, но пока выбрался из Кракова, стал не- 51 вольным свидетелем таких зверств фашистов, о которых вспоминать нельзя без содрогания. На его, Шмуэля, глазах, здоровенные бугаи в черных мундирах надругались над хруп- кой еврейской девушкой, а потом закололи ее кинжалом. Новая власть немецких рабочих-социалистов в Польше с первых же дней начала создавать концлагеря и еврейские гет- то. Конечно, когда-то в Европе были гетто, но сейчас же не средневековье… И эта ненависть, это стремление унизить, уничтожить морально еще до того, как убить… Сколько страшных свидетельств очевидцев передавалось из уст в уста — становясь только страшней в пересказах. Вот и сейчас встают эти картины перед глазами — и страдает Роза из-за му- чений евреев в Польше, в которой она никогда и не была-то… А теперь уже и евреи Латвии, Литвы, Эстонии тоже ощу- тили на себе, что такое немецкий «новый порядок». Какое бы- ло потрясение, когда рядом с их домом взорвалась бомба, брошенная с пролетавшего самолета! Но сейчас там уже про- сто убивают безоружных евреев. Но есть и другие люди, такие, как эти русские крестьяне, — сегодня они спасают евреев! Когда Роза сидела на краю те- леги в Бутурлине, то узнала, что в Крутец прибудут еще не- сколько еврейских семей. Среди них будет Юдель Лоткин с женой и сестрой Рахелью. Конечно, ее непривычное имя будет заменено на более привычное Рая. Но это мелочь, это не имеет никакого значения по отношению к самой жизни». Такие мысли, когда все тело расправлялось после ночной помывки, а усталая спина ощущала удобную мягкую постель – не неровности голого пола или толчки открытой платформы – пришли к Розе. И вдруг улыбка сморщила ее губы — вспомни- лись слова Клавдии Кулагиной: «Для нас, для русских, имечко Роза очень понятное, а вот к вашему, Рейзел, привыкать долгонь- ко пришлось бы. Я тебе так скажу – у нас, у русских говорят: «Хоть горшком назови, токмо в печку не ставь». Так ли тебя звать станут, этак ли – лишь бы жисть была нормальна, верно?» Мысль наплывала на мысль, и вдруг их мягкое течение прервал звонкий голос Алика. Лежа на матрасе под печкой, он пел: 52 Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой! Алик держал в руке газету "Известия" и считывал с нее текст песни, мелодия которой запомнилась с первого раза, ко- гда была услышана на вокзале города Иваново. Пропев всю новую советскую песню, Алик громко, на весь дом заявил: — Идет война народная. И вы, мама с папой, меня не удерживайте – в ближайшие дни я отправлюсь в Бутурлино и запишусь добровольцем в Красную Армию. Мне уже девятна- дцать лет, и ждать, пока меня призовут, я не могу. Так что, до- рогие мои, простите, что я оставляю вас здесь. Но идет бой с фашистами, поэтому я хочу одного: воевать! Отец встал со своего матраца и, встряхивая головой после сна, произнес: — Алик, если ты решил идти воевать, тебя никто не смо- жет остановить. Ты повзрослел. А вообще-то уже час дня. Мы очень долго и крепко спали — это оттого, что попари- лись в бане и вкусно, сытно поели – дни нашего «исхода» окончились. В этот момент в комнату вошли Николай и Клавдия, кото- рые сидели на кухне, дожидаясь пробуждения постояльцев. Клавдия, встав в центре комнаты, весело обратилась к пе- реселенцам: — Ну что, суседи! Первым делом нужно чайку испить, ужо самоварчик вскипел, а опосля пойдем ваше новое жилище обсматривать и обновлять, стенки там обелить нужно, печку б не худо побелкой дать, пол хорошо отдраить, я уж и веник- голик подобрала. И будете вы жить-поживать, адрес, обратно ж, свой заимеете: дом восемнадцать по улице Пятый порядок. Так что пойдемте-ко в кухоньку перекусить-почаевничать, а потом за дело. Пойдем в дом ваш новый, а младшому, Илье-то, можно погулять, с ребятами познакомиться, с делами по дому сами справимси, без него.
— Я тоже хочу посмотреть дом, в котором будем жить, — громко заявил Илья. — А если там я не буду нужен на уборке, то потом можно и по улице Пятый порядок прогуляться. — Хорошо, хорошо, пойдешь с нами, — торопливо доже- вывая кусок деревенского хлеба, ответил отец. — Пошли-пошли, — с доброй улыбкой на лице сказал и Николай. И вот все отправились в дом, стоящий как бы на отшибе, рядом с конным двором. К огороду за домом примыкал дубо- вый лес. Илья вошел в дом и вместе со всеми начал внимательно осматривать большую комнату и обстановку. Его особенно поразила большая русская печь с лежанкой. Рядом стояла и металлическая печка-чугунка, видимо, чтобы обогревать дом зимой. Стояли в комнате также большой деревянный стол на козлах, большой топчан — заменитель кровати, две скамейки и две широкие, длинные, толстые доски на козлах. Их можно было выносить под навес перед крыльцом. Николай с Аликом пошли в дальний угол заросшего лебе- дой огорода, где была яма с загашенной известью, а Илья, ска- зав, что погуляет, вышел на деревенскую улицу, вдоль которой стояли такие же дома, в три больших окна и одно малое в ку- хонном пристрое. Илья, довольный, пошел знакомиться с деревенской ули- цей, на которой стоял их дом. Пройдя немного, Илья увидел своих земляков из Лудзы, также вселяющихся в выделенный для них дом. Это была семья Юдла Латкина. Юдл громко сказал: — Ой, как хорошо, что мы живем по соседству! Скоро придем к вам на новоселье. С нами будет и Полина Андреевна, из Ленинграда она, мы с ней подружились в первый день, как из Локни поехали на грузовой платформе. Ох, война — мно- гих близких мы оставили там, у фашистов, и со многими чу- жими людьми стали родными на станции Локня. Эта улица со временем станет нам родной. Илья не понял значения слов земляка. И поэтому поторо- пился уйти – любознательность тянула увидеть новое. 56 Через два дома, на лавочке под березой, сидели немоло- дые селяне. Седобородый дед подозвал Илью словами: — Эй, мальчонка кувырканный, подь сюды. Мы оглядеть тебя хотим да и обспрашивать. Илья подошел к сидящим на лавочке соседям и услышал: — А вы что, кувырканные, — явреи? А ты-то — яврей али нет? Гляди-ко, а мы слыхали, что все евреи волосаты да рогаты… Илья смущенно объяснил любопытствующим: — Насчет рогов — это неправда. У некоторых, религиоз- ных евреев есть пейсы, что-то вроде бакенбардов, как у Пуш- кина, только подлиннее. А вообще-то мы, евреи, — люди как люди. Это наша нация такая. Бабка, сидевшая на отдельной низенькой табуретке и та- ращившаяся на Илью, вдруг шлепнула себя по коленям и рас- смеялась: — И впрямь, ни рогов, ни космов нетути! Это мы, дере- венские, такие темные. Они-то, явреи, таковы же, как и мы. Чаго можно про хороших людей набрехать, ажно страсть. От погляньте, какой паренек — культурный, видать, не то что нашенские шалопаи. Как тебя кличут-то? — Илья, — радостно ответил младший Шнеер. — Ну, и имя как имя, вот и познакомились. Хорошо, что в нашем селе жить будете! — заулыбался дед. — Добро, стало быть, пожаловать! Гостинца б тебе, кувырканный, препод- несть, да не думалось, что подойдешь ты к нашей кумпании. Остальные деды и бабки одобрительно закивали. Постояв еще немного, Илья сказал: — Всего вам доброго, до новых встреч! И собрался уже было идти дальше, но одна из бабок, чуть шепелявя, сказала: — Ты пока не досвиданькайся. Ближе к вечеру, как вы обустроитесь, мы к вам наведаемси для полного прознакомле- ния. Мы сейчас все в одном селе живем, так что вы, вроде, в большую такую семью попали. И вскоре Илья во второй раз переступил порог своего но- вого дома, в котором побелка стен и печки уже была окончена.
Женщины мыли полы, макая веники-голики в ушат с во- дой. Клавдия драила некрашеные толстые смолянистые доски, наступив босой ногой на кончики безлиственных березовых веток. Мама, как могла, старалась ей подражать. Окна в доме были раскрыты, и июльский жаркий день де- лал свое дело: все быстро просыхало, наполняя комнату осо- бым свежим запахом только что сделанной побелки и отмыто- го пола, который вскоре пришлось заново протирать: пришел Николай и наследил-нашлепал по еще сыроватым доскам. Перешагнув через ушат, Николай прошел в правый, «красный» угол дома и осторожно снял две иконы, висевшие за небольшими, расшитыми ниткой мулине, занавесками. Заворачивая образа в большое холщовое полотенце, по- яснил: — Вы, дорогие граждане, — евреи, у вас есть своя вера. Вам наши образа ни к чему, а образа просто так висеть у ино- верных в доме не должны, не гоже это, не уважительно. – Эту святость, — Николай поднял перед собой сверток из холстины, — я определю в суседний христианский дом, а коли вам что потребно для вашего богослужения, так распо- ложите их так, как вам удобно. Это будет для всех и приятно, и правильно. Отца тронул тактичный поступок Николая Кулагина, и он, смахнув с глаз невольные слезинки, смущенно произнес: — Спасибо большое! А вот насчет наших вещей, то и под- свечники для субботних свеч, и молитвенники, и другие свя- тые книги — где-то остались. Так что молиться я буду по па- мяти. Я многое что помню. С малых лет меня мой папа, реб Перец, учил меня наизусть запоминать Святое Учение наше еврейское. — Я ненадолго отлучусь, вскорости возвернуся к вам с подарками, — и, взяв под мышку сверток с иконами, Николай перешагнул через ушат с водой и вышел. Клавдия с мамой быстро подтерли следы на мокром полу, оставленные Николаем, после чего присели на скамейки, на- слаждаясь особым запахом свежеотмытого пола, который ха- рактерен для русских глубинных деревень. 57 А когда пол подсох и на нем выступили сучки-жуки и темно-коричневая текстура, по нему медленно прошлись Алик и Илья. Они переобулись в новые, пахнувшие лыком лапти, которые, как подарок к новоселью, принес в дом Николай. Вернувшись, он сел около двери. — Поучитесь, поучитесь, ребята, правильно мотать пор- тянки мешковинные да бечевой их окручивать. Это тако ис- кусство деревенско! Вот так-то, — приговаривал он, показы- вая, как наматывать ткань. — В старину сельски людишки так хаживали, а сейчас, в войну-то, ох как потребно это будет. Ве- лика русска мудрость — лапти. Николай замолчал и, сидя возле печки на лавке, смотрел на довольных еврейских парней, которые, быстро приспосаб- ливаясь, учились азам деревенской жизни. Убедившись в том, что братья правильно закрутили пор- тянки и бечевки, Николай продолжил наставление: — В энтой новой обувке и поедем-ти сейчас на уборку се- на. До ноченьки еще мно-ого светлого времени есть! Сенокос на дворе! Хоть вы в деревне и суток не прожили — айдате-ка, милые, на работу. Сено на землице подсохло, его уже надо в копенки собирать. Через двадцать минут все та же телега, которая привезла Шнееров в Крутец, доставила Николая, Алика и Илью на не- дальний обкошенный луг, на котором подрезанная сенокосилкой трава уже превратилась под лучами солнца в душистое сено. Получив инструктаж прирожденного крестьянина Нико- лая Кулагина, Алик с Ильей набросились на работу. Деревян- ные грабли и трезубник — с черенками, до блеска отполиро- ванными мозолистыми руками русских мужиков, — произвели на Алика и Илью такое впечатление, что они накинулись на работу и, словно ветряные мельницы, махали руками, вороша и перекидывая сено… В сердцах Алика и Ильи с первых минут возникло уваже- ние к крестьянскому труду, и казалось, что эти еврейские юноши родились в деревне. По их лицам струйками стекал го- рячий пот. 59 Жизнь в далеком латвийском городке Лудза маревом ды- милась где-то в подсознании, когда копнилось сено, а когда на горизонте русского приволья начал разгораться желто-огненный закат, вся прошедшая неделя страдальческого бегства пересе- ленцев и вовсе растворилась в красках летнего вечера. Тишину нарушил голос Николая: — Шабашить пора, парни! Ох вы и работаете — словно заведенные, будто урожденные крестьяня! Благодать-то какая, а? Вот мы наработались до устали, так что покушаем тут, на воле, на лугу, а там и по домам будем пробираться. Уставшие, мокрые от пота все трое залезли на телегу, где Николай разложил на чистой тряпице картошку, сваренную в мундире, и малосольные огурчики. — Благодать, конечно, великая, — сказал Алик, — но я хочу воевать! Так что, дядя Николай, как только будет у вас возможность взять меня с собой в Бутурлино, то обязательно отвезите. Мне в военкомат нужно, я добровольцем хочу запи- саться в Красную Армию. Что и говорить — хорошо нам у вас! Таких радушных людей я никогда не встречал раньше — но мое сердце зовет меня на фронт. После этих слов, вторя Николаю Кулагину, Алик откусил кусок картофелины и смачно захрустел малосольным огурчиком. А когда поздневечерняя заря заползла за край горизонта, братья переступили порог своего нового дома, где в центре стола стояла крынка с молоком. Две большие зеленые эмали- рованные кружки прижались сбоку к керосиновой лампе, тускло освещавшей ставший уютным недавно пустовавший дом. И эта особая благодать невидимой волной набежала на прибывших с лугов братьев. По две полные кружки молока, как говорится в деревне — "от пуза", перед сном были последней вехой первых суток, прожитых семьей Шнеер в селе Крутец. На лежанке русской печки оба брата проспали "до третьих петухов". Ломота в мышцах всего тела сразу же напомнила Алику и Илье то, как вчерашним днем накануне они "пахали", убирая высохшее сено в копны. Незнакомый голос неизвестного мужика тут же определил задачу на наступающий день: — Пора пробуждаться, братцы! Я — Тарасов, бригадир полевой бригады колхоза. С сегодняшнего дня Арон Шнеер и Илья Шнеер зачислены в мою бригаду. То есть кувырканная молодежь официяльно начинает работать, как положено кол- хозникам. Дел много — война идет, дорогие товарищи! После этих слов мужик, разбудивший братьев, поставил на стол миску с шестью горячими вареными картофелинами и новую крынку с молоком: — Робяты, коли мне выпала доля быть вашим нарядчи- ком, то и накормить вас я должон. Будете вы в нашей бригаде конюхами, а посему знать должны — никогда некормленных лошадей в работу не запрягают. А вы, чать, люди. Да еще от немчуры убежавшие. Так что вначале кушайте, завтракайте, а опосля того пойдем на конный двор, и я каждому из вас опре- делю по лошадке. Алик и Илья слушали бригадира и, утирая с лица "молоч- ные усы", быстро «завтракали», даже не умывшись и не по- чистив зубы. Все крестьяне, как они уже знали, с первыми пе- тухами встают, а со вторыми — идут на работу. А они, «засо- ни», только при третьих петухах слезли с лежанки. Мать с отцом, вставшие намного раньше сыновей, нежно смотрели на своих чад, понимая, что здесь, в эвакуации, ско- рей всего именно дети будут их кормильцами. Они разом по- взрослели — и то, что было в Латвии, для них уже ушло в без- возвратное далеко. Теперь им предстояло быстро привыкнуть к крестьянскому труду, который для родителей был непонятен, а то и непосилен — Яков всю жизнь работал в типографии пе- чатником, Роза была домохозяйкой, а в молодости немного работала в обувном магазине своего отца. Быстрые минуты утреннего завтрака пролетели, и вслед за бригадиром Алик с Ильей пришли на территорию конного двора, где спокойный конь Король был закреплен за Аликом. Надо было возить бочку воды на полевой стан, к работающим там трактористам, а по мере расхода горючего — перепрягать лошадь и возить топливо для тракторов. 61 В распоряжении же Ильи Тарасов определил молодого жеребца по кличке Металл, которого запряг сам в конные грабли и показал Илье, как нужно сгребать траву после работы сенокосилки. Илья скормил фыркающему жеребцу несколько кусочков посоленного хлеба, и тот стал добрым и послушным, перестал косить глазом, спокойно стоял на месте, отмахиваясь от мух и слепней. Утренний инструктаж быстро окончился, и братья приня- лись каждый за свое дело. Потекли трудовые будни на новом месте. Уже через пару дней новым молодым колхозникам еврей- ской национальности было сказано, что за работу они будут получать зарплату, но только не денежными купюрами, а тру- доднями, то есть натурой. На что Алик ответил – то ли сам се- бе, то ли бригадиру Тарасову: «Мы на самом деле кувыркан- ные. Какой жизненный кувырок у нас получился!» Перед тем, как получить первые заработанные кило- граммы продуктов, Алик с Ильей отработали целую неделю в так называемой "малой механизированной бригаде". И — вот он счастливый день! — Алик на своей телеге привез до- мой "первую зарплату", которую получили они с Ильей: две бараньих тушки, каждая весом килограммов по десять, ме- шок картошки, полмешка ржаной муки, четверть мешка му- ки пшеничной и — сюрприз! — пять килограммов пахучего липового меда. До этого знаменательного вечера каждому члену семьи Шнеер доставалось по три картофелины в день – в общей сложности двенадцать клубней появлялись откуда-то каждое утро на крыльце их дома. Кто из соседей приносил эвакуиро- ванным евреям картошку, оставалось тайной. Но вот теперь семья Шнеер стала имущей — и ужинала от "первой зарплаты" бараниной, тушенной с картошкой в чугун- ке. Запах, исходящий от печи, говорил: "Мы здесь живем. В селе Крутец себя нормально чувствуют люди, убежавшие от фашистов». 62 * * * А на следующий вечер братья уплетали суп с клецками, забыв об усталости от многочасовой работы в поле. Еще через день братья подвезли к дому по телеге березовых и дубовых дров-чурашей — это был аванс от колхоза в счет будущих трудодней. Новые жители "русской глуши", евреи из Прибалтики, "встали на ноги" — у них уже были запасы продуктов и то- плива. Опекающий своих новых соседей Николай Кулагин пона- чалу сам колол толстые, крепкие чурки на тонкие поленья, по- казывая братьям, как это делается. Разваливая чурбаны ударом обуха топора, на который был насажен чураш, о большой "стул", он приговаривал: — Учитесь сейчас, летом, учитесь дровишки колоть — это в крестьянстве очень нужное дело. Как енто в кине пели: "Без воды — ни туды и ни сюды". Так и без дровишек, особенно по зимнему времени, никуды. Радовайтесь, робяты: ведь всего несколько денечков пробежало, как вы в нашем селе объяви- лися, можно сказать, в одном нательном, а теперь вона — ужо вы имущие: и дом есть, и дрова, и запас съестного. В общем, трудись, живи и радуйся. Жизняга обустроена. Стирая рукавом пот со лба, Николай передал топор Алику и назидательно произнес: — Теперь ты, вьюноша Алик, бери и коли дровишки. По- смотрел как это дело производится от рук потомственного кре- стьянина? Пришло времечко тобе вваливать. А я до своей избы пойду, принесу гостинец, что моя Клавдия вам приготовила. Алик, без труда осваивая на ходу технику колки дров, вскоре навалил уже груду чурбаков, а Илья начал складывать пахнущие лесом поленья в поленницу-«колодец», как показал ему Николай. Поленница пристроилась у векового тополя, растущего между домом и дорогой. И снаружи дом Шнееров становился по-хозяйски обжитым. Через полчаса вернулся Николай, поглядел на быстро рас- тущую поленницу, усмехнулся одобрительно. Снял с плеча 63 узел из двух лоскутных одеял и крикнул, подойдя к дому, в распахнутое окно: — Роза Арноновна, подь сюды, на улицу! Моя Клавдия вам прислала чегой-то. Пользуйтесь, пожалуйста, на милость! А насчет простынок, наволочек и прочей мануфактуры — ве- лено мне в правлении колхоза передать вам наряд на получе- ние из сельпо хлопчатой ткани. Так что можно прям сейчас сбегать до кладовой кооперации и получить там причитаю- щийся вам отрез. Машинка у моей Клавдии есть, ежли чо — сошьете себе. И вечером этого радостного дня семья Шнеер укладыва- лась спать на ночь, уже постелив чистые новые простыни и надев на подушки свежие наволочки. Ноющие от физических перегрузок мышцы за время ноч- ного сна наливались бодростью и силой. А с первыми петуха- ми наступал новый день — и вдохновенная работа на при- вольных лугах и полях уносила в туманное прошлое Латвию и бегство оттуда. О прошлой родной жизни не думалось. Но вечером перед сном, когда закрывались глаза — и ро- дители, и сыновья, смежив веки, ясно видели перед собой род- ную Лудзу. * * * Очень быстро пробежало несколько теплых летних недель жизни на новом месте, как однажды в конторе правления кол- хоза "Быстрый" и на стенах сельского клуба появились плака- ты и тексты сводок Совинформбюро. Плакаты призывали всех физически крепких сельчан ско- рее идти на фронт, а в сводках о положении на огненных ру- бежах и рассказах о зверствах фашистов на оккупированных территориях значились неутешительные сведения. Всех жителей села Крутец обуяло чувство тревожного страха, началось ожидание новых горьких вестей. — День да ночь — сутки прочь! — приговаривал Николай Кулагин в один из вечеров в начале августа. Он сидел в доме Шнееров, непривычно серьезный, подобранный. 64 — Попрощаться к вам пришел, суседи дорогие. Ухожу на фронт. Вот так-то, милые вы мои кувырканные, пришла моя пора идти на службу в военное времечко. Должон перестать я кресть- янствовать. А вам, Алик да Илья, еще боле придется работать на полях, за себя и за меня. Идеть война народная, так сказать! — Николай, я тут заявление написал. Плакаты как для ме- ня писаны — "Все на фронт! Бить фашистского гада!" Так что не сочтите за труд занести мое заявление в райком партии — хочу, чтобы меня призвали добровольцем в Красную Армию. — Может, ты, Алик, и правильно поступаешь, но солдат- то в армии кормить нужно, так что кто-то должен работать и в колхозе — хлеб сам не вырастет, мясо само не прибегит. Без крестьянских рук землица ничего не уродит, скотина ни шер- сти, ни молока, ни мяса да сала не дасть… Ну-у, на сегодня хватить досвиданькаться. Незнамо — свидимся ли еще в жиз- ни, а рад я, что вы приехали в наше село. Желаю вам всех зем- ных благ, — и Николай поклонился соседям. — Возвращайтесь здоровым и невредимым, Николай, — от всей души пожелала ему Роза. — Мы вашей семье, как су- меем, помогать будем, мы же соседи. Мстите фашистам за всё! Николай коротко кивнул головой — и вышел из дома уже близких ему людей, евреев-переселенцев из Латвии. В доме воцарилась грустная тишина. Мама молча плакала, папа молился, встав к восточной стене, опустив полузакрытые глаза, Алик, смахивал невольные слезы, а у Ильи в горле встал какой-то спазм, и ему было тяжело дышать. Ставший им близ- ким русский человек, разделивший с семьей Шнеер всю го- речь и тяжесть последствий эвакуации, уходил на фронт, где его жизнь будет подвергаться непрерывной опасности… Что такое смерть "от рук фашистских извергов" — вся семья уже видела в первые дни войны. * * * После ухода Николая на фронт прошло всего пять дней — и девятнадцатилетний Арон Шнеер получил повестку — явиться в бутурлинский райком партии к представителю Лат- вии, товарищу Бренгелю.
28-45 46-64 65 - 82
|
|
|