206-215
очистке от шлаков,
успокаивают нервы, улучшают внешний вид кожи.
То же делает и вода Мертвого моря, но значительно
активнее, действуя как биоэнергетическое вещество. Почти все приехавшие тут же
полезли «купаться». В Мертвое море не бултыхнешься с размаху, и саженками
здесь не поплавать. Надо медленно по сходням или с пологого берега войти в
воду, лечь на спину или на живот или просто стоять в воде. Когда солят рыбу и
делают тузлук, то есть насыщенный раствор соли, то необходимая концентрация
определяется так: в воду кладут картошину. Если она не тонет, то концентрация
нормальная, так что получается, что люди лезут в соляной тузлук.
Вода Мертвого моря на ощупь маслянистая, жирноватая,
слегка напоминающая глицерин. Она выталкивает из себя человеческое тело,
поэтому никаких усилий, чтобы удержаться на воде, не требуется. Желающие
немного переместиться в воде только чуть-чуть подгребают кистями рук. Резких
движений делать не следует — вода может попасть в глаза, нос, рот. Ничего
страшного не произойдет, просто придется вылезать из воды и идти под пресный
душ, смывать соль с воспаленных глаз и полоскать рот, как будто набитый битком
болгарской пастой «Поморин».
Находиться в воде более получаса подряд не рекомендуется,
это слишком большая нагрузка. Нужно делать хотя бы получасовые перерывы,
отдыхая на берегу после принятия пресного душа.
«Купальщики» как бы образуют группку — «базар», очень
похожий на сборище любителей подледного лова рыбы на Волге и Оке зимой. Но тот
базар — молчаливый. Базар же на чудо-воде, в одном литре которой растворено
около 250 граммов разных солей — шумливый, разноязычный: звучат иврит, русский,
английский, арабский, китайский, румынский, украинский, амхарский, польский...
И на всех языках — удивление, восторг, эмоциональное восприятие
воды-«тузлука» и байки.
Итальянец Джузеппе кривляется
перед фотоаппаратом, накинув на себя от солнца куфтию — арабский головной
платок
А бывшие советские кумушки — они и на Мертвом море
кумушки,— приседают в благотворной воде и треплют языками почем зря. Я
посмеиваюсь над ними. А может, я и не прав.
Стажена — «советская» полька из Молдавии — уже пять
лет работает в Израиле уборщицей. Она рассказывает соседке по автобусу:
— Я в Молдавии жить ну никак не хочу, даже если бы там
у меня была хорошая зарплата. Вот я в четыре часа утра иду на работу — убирать
офис фирмы. Всё золото, что у меня есть, я на себя надеваю. И что? Никто меня
с моим золотом в Иерусалиме не трогает. А в моем родном городе меня вот за
такое малюсенькое колечко (она показывает самое тоненькое колечко на одном из
своих пальцев) могут убить. Нет уж, сколько у меня будет возможности, столько
лет и буду жить в Израиле!
Я внимательней присматриваюсь к «выступающей» соседке и вижу на ней
значительное количество золотых побрякушек. Она сидит в воде-растворе, более
чем наполовину погруженная в нее. Погрузиться полностью ей мешают жировые отложения,
выталкивающая сила которых не нейтрализуется грузом драгоценного металла,
навешанного на
207
ее. Ну и что? Она честно заработала и на золото, и на отдых, и на те
калории, которые держат ее на поверхности. Она не задается, она любит евреев и
Израиль.
Рядом какой-то еврей из грузинской общины увлеченно
рассказывает, как недавно он освободился из израильской тюрьмы — «санатория»,
как он называет это учреждение наказания (видать, посидел и на советской
«зоне»). Все познается в сравнении.
Грузинский еврей объясняет своей подружке: «Но, понимаешь,
в Израиле сидеть в тюрьме совсем не выгодно, хотя там, конечно, комфортно!»
По дурости он хотел кого-то «рэкетнуть», как бывало в
его родных местах. Но в Израиле это не прокатило, и его арестовали. Вот
отдохнет мужик на Мертвом море — и можно начинать новую жизнь.
Его подружка, тоже откуда-то из бывшего Союза,
довольна и надеется на светлое трудовое будущее «своей повстречавшейся судьбы».
А я медленно по грязевому дну выхожу на крупнопесчаный
берег и встаю под сильный пресный душ, от чего мое тело испытывает какую-то
двойную благодать.
После душа хорошо постоять под постоянно проносящимся
по Иорданской долине теплым ветерком. Преломленные через мертвоморскую
дымку-туман солнечные лучи быстро согревают меня после холодноватого душа.
Блаженство отдыха тела поднимается на более высокую
ступень. Бреду по жгучему, как бы зацементированному от обилия солей песку в
свой пальмовый шалаш. Подстелив простынку, плюхаюсь обмякшим расслабленным
телом в кресло.
До меня доносятся разговоры между Эдуардом и
девушками-врачами, которые восхищаются увиденным в Израиле. Наташа уже
размечталась о встрече с другом-израильтянином, создании семьи, благодаря чему
она смогла бы остаться в Израиле навсегда.
Что ж,
мечтать не вредно.
А я мысленно перелетаю на
Соленое озеро в Забайкалье.
Там нами, солдатами, были сделаны невысокие мостки, с которых мы ныряли,
намылившись хозяйственным мылом. Два намыливания с последующим заныриванием
смывали с кожи грязь и пот, мешавшие телу чувствовать себя комфортно. Также и
наши солдатские робы, смоченные в просоленной воде, намыливались и лежали под
грунтовым
208
обрывом на упругой грязевой полоске земли с часик времени.
После чего они прополаскивалось с мостков в озере.
После стирки в той воде и просушки одежонка становилась
мягкой и какой-то особо приятной.
А однажды утром, уже в начале осени 1967 года, наш
дежурный Володя Сумароков поднял нас всех по команде:
210
— Первая точка,
подъем!! Не х...я дрыхнуть! На Соленом озере северный лебедь плавает!
Зевая и потягиваясь, мы вышли из казармы и тихонько
пошли к береговому обрыву. Да, в центре озера, окруженный табунком
черно-оранжевых турпанов, величаво скользил по водной глади красавец-лебедь.
Царственный пластичный проплыв белой птицы был впечатляющим.
Почти через сорок лет, в пальмовом шалаше, на таком же
обрывистом берегу я, подняв это из каких-то глубин памяти, вновь созерцаю
чудо-птицу, залетевшую на наше (как мы считали) Соленое озеро.
.Цивильный кусочек берега Мертвого моря «гудел», оттягиваясь, отдыхая от
обыденной жизни. А я побрел на грязевые отмели, где по науке устроил сам себе
целебную грязевую ванну. Лежа на спине, я закопался в жирную, пахнущую
сероводородом темно-серую глину, которая опять-
211
таки мне очень знакома по России. Для меня это — так
называемая шамотная глина, используемая в приготовлении раствора для
огнеупорной кладки.
Опять пережитое и увиденное в далекой России возникло из «шалашей»
памяти и проплыло в моем сознании.
В полудреме я выдержал несколько неприятную
получасовую грязевую ванну и переполз в ванну соляную, под названием «Мертвое
море». На всю процедуру ушло около часа времени.
Вновь прохладный пресный душ и шалаш, где полудрема
сознания обитает в полуватном полностью расслабленном теле.
А за
шалашом.
Эдуард с докторицами и еще несколькими подтянувшимися
к ним и перезнакомившимися людьми со-организовались в компанию. Слышны тосты,
песни, подвзвизгивание, подчмокивание — все ясно: наши, «русские»,
гуляют-отдыхают.
А из дальнего шалаша слышны подстукивающие звуки тарбуки и протяжное
арабское горловое пение.
Через проем входа моего шалаша видно, как кучка
сотоварищей-филиппинцев расположилась на бугорке около самого берегового
обрыва. Едят свежеза-жаренные куриные крылышки со свежим жгучим перцем,
прикусывают сухими галетами, отхлебывают «Колу». Этим коренным жителям
Юго-Восточной Азии от длительного пребывания под всепронизываю-щими лучами
ничего плохого для здоровья точно не
будет.
Иорданские розово-красные зори постоянно меняют свою
цветовую гамму при изменении угла падения преломленных через дымку-туман
солнечных лучей. В основном местные горы состоят из песчан-
212
ника, базальта, слюды.
Каждые полчаса окрас гор, переливаясь, меняется от светло-розового до
сирене-во-оранжевого с многочисленными разнотональны-ми прожилками
красно-оранжевых цветов и вкраплением серого.
Может быть, я со временем сумею написать красками
этюд с видом этих гор, где покоится тело первосвященника Аарона, брата пророка
Моисея. Об этом говорится в Торе, об этом же рассказывают легенды бедуинского
племени бдуль, живущего в окрестностях города-призрака Петры.
Петра — это просто чудо света. Находится она совсем
недалеко, за Мертвым морем, на территории Иордании.
А пока у меня есть время, я выхожу из своего шалаша и
делю карандашный эскиз мертвоморского пейзажа.
Полдень, скоро уезжать. Я надел футболку и бейсболку.
А рядом араб со своим верблюдом зарабатывает деньги согласно
израильскому анекдоту:
«Сколько стоит прокатиться на верблюде, чтобы мои
друзья меня сфотографировали? — спрашивает турист.
— Бесплатно, в подарок, —
отвечает араб.
Турист взбирается на верблюда, фотографируется,
проезжается по площадке... Устал, да и страшновато с непривычки.
Кричит:
— Спасибо, хватит! Я хочу
слезть на землю! Тут уже хозяин-араб говорит:
— Извините,
но я должен для этого поработать — дать команду верблюду сначала встать на
колени, потом лечь на брюхо. Вот это уже стоит денег. Пятьдесят шекелей,
господин!»
.А правая сторона Иорданской долины у основания гор имеет местность под
названием Кумран. Там, у подножия горных хребтов, в пещерах были найдены
знаменитые
213
Кумранские свитки. За сто пятьдесят лет до новой эры,
когда большинство жителей Земли еще были варварами, в тех пещерах уже
поселились первые социалисты — община ессеев. Здесь были написаны их трактаты
о социальной справедливости и отмене рабства. Что-то из тех трактатов позднее
переродилось в «Остров Утопия», что-то было взято евреем Карлом Марксом для
построения новой религии — коммунизма.
Я по памяти, вслед за эскизом созерцаемой мною библейской земли еще
делаю эскиз Соленого озера в Забайкалье и вспоминаю озеро Светлояр, также воспетое
в легендах и сказаниях нижегородской старины. И есть у мена фото из архива
моей учительницы,
214
Нины Панкратьевны Ломакиной,
где паломники на коленях обходят кругом святое нижегородское озеро, на дне
которого, по легенде, покоится заповедный град Китеж.
С
удовольствием публикую эту фотографию.
И тут же задаю сам себе вопрос: в каком жанре я пишу?
Честно говоря, и сам не знаю. Пишу, что на сердце, да и всё.
В 12.30 пополудни наш автобус разворачивается и
начинает движение назад, в Иерусалим. Это займет менее часа времени, и с
отметки «- 400 метров» мы поднимемся на «+ 800» над уровнем Мирового океана.
Не знаю, дорогой читатель, увидел ли ты моими глазами хотя бы частицу того,
что видел я. Но я на своем простом,
215
«сапожничьем» языке выполнил просьбу своего друга
Владимира Николаевича Горина, который когда-то был мэром Нижнего Новгорода,
рассказал о том, что прочувствовал, увидел, услышал, вспомнил, находясь на
берегу одного из чудес света — Мертвого моря.
Я думаю, что повествователи других национальностей могут на своих
языках: иврите, английском, румынском, арабском, украинском, амхарском — рассказать
о легендах, сказках, мифах, былях, ассоциирующихся у них с этим древнейшим
библейским уголком нашей крохотной планеты Земля.
Для справки, возраст некоторых городов: Иерихон —
7000 лет, Иерусалим — более 3000 лет, Казань — 1000 лет, Москва — 858 лет,
Нижний Новгород — 784 года, Чита — 130 лет.
В Читинской области находится
Соленое озеро, о котором я рассказывал. Сам город Чита по указу сибирского
генерал-губернатора был заложен 30 ноября 1875 года, тогда же начала работать
Первая городская дума.
Крепость-острог был нанесен на карту Забайкалья еще в
1830 году, но статус города Чита получила только 45 лет спустя.
Человеческая цивилизация в разных регионах имеет
разный возраст. Но есть у людей одна общая задача: дать восторжествовать
справедливости в любой точке земного шара — и обжитой людьми много тысяч лет
назад, и лишь недавно освоенной первопроходцами.
Думаю, я
не ошибаюсь!
195-205 206-215 216-223