206-215
очистке от шлаков, успокаивают нервы, улучшают внешний вид кожи.
То же делает и вода Мертвого моря, но значительно активнее, действуя как биоэнергетическое вещество. Почти все приехавшие тут же полезли «купаться». В Мертвое море не бултыхнешься с размаху, и саженками здесь не поплавать. Надо медленно по сходням или с пологого берега войти в воду, лечь на спину или на живот или просто стоять в воде. Когда солят рыбу и делают тузлук, то есть насыщенный раствор соли, то необходимая концентрация определяется так: в воду кладут картошину. Если она не тонет, то концентрация нормальная, так что получается, что люди лезут в соляной тузлук.
Вода Мертвого моря на ощупь маслянистая, жирноватая, слегка напоминающая глицерин. Она выталкивает из себя человеческое тело, поэтому никаких усилий, чтобы удержаться на воде, не требуется. Желающие немного переместиться в воде только чуть-чуть подгребают кистями рук. Резких движений делать не следует — вода может попасть в глаза, нос, рот. Ничего страшного не произойдет, просто придется вылезать из воды и идти под пресный душ, смывать соль с воспаленных глаз и полоскать рот, как будто набитый битком болгарской пастой «Поморин».
Находиться в воде более получаса подряд не рекомендуется, это слишком большая нагрузка. Нужно делать хотя бы получасовые перерывы, отдыхая на берегу после принятия пресного душа.
«Купальщики» как бы образуют группку — «базар», очень похожий на сборище любителей подледного лова рыбы на Волге и Оке зимой. Но тот базар — молчаливый. Базар же на чудо-воде, в одном литре которой растворено около 250 граммов разных солей — шумливый, разноязычный: звучат иврит, русский, английский, арабский, китайский, румынский, украинский, амхарский, польский... И на всех языках — удивление, восторг, эмоциональное восприятие воды-«тузлука» и байки.
Итальянец Джузеппе кривляется перед фотоаппаратом, накинув на себя от солнца куфтию — арабский головной платок
А бывшие советские кумушки — они и на Мертвом море кумушки,— приседают в благотворной воде и треплют языками почем зря. Я посмеиваюсь над ними. А может, я и не прав.
Стажена — «советская» полька из Молдавии — уже пять лет работает в Израиле уборщицей. Она рассказывает соседке по автобусу:
— Я в Молдавии жить ну никак не хочу, даже если бы там у меня была хорошая зарплата. Вот я в четыре часа утра иду на работу — убирать офис фирмы. Всё золото, что у меня есть, я на себя надеваю. И что? Никто меня с моим золотом в Иерусалиме не трогает. А в моем родном городе меня вот за такое малюсенькое колечко (она показывает самое тоненькое колечко на одном из своих пальцев) могут убить. Нет уж, сколько у меня будет возможности, столько лет и буду жить в Израиле!
Я внимательней присматриваюсь к «выступающей» соседке и вижу на ней значительное количество золотых побрякушек. Она сидит в воде-растворе, более чем наполовину погруженная в нее. Погрузиться полностью ей мешают жировые отложения, выталкивающая сила которых не нейтрализуется грузом драгоценного металла, навешанного на207
ее. Ну и что? Она честно заработала и на золото, и на отдых, и на те калории, которые держат ее на поверхности. Она не задается, она любит евреев и Израиль.
Рядом какой-то еврей из грузинской общины увлеченно рассказывает, как недавно он освободился из израильской тюрьмы — «санатория», как он называет это учреждение наказания (видать, посидел и на советской «зоне»). Все познается в сравнении.
Грузинский еврей объясняет своей подружке: «Но, понимаешь, в Израиле сидеть в тюрьме совсем не выгодно, хотя там, конечно, комфортно!»
По дурости он хотел кого-то «рэкетнуть», как бывало в его родных местах. Но в Израиле это не прокатило, и его арестовали. Вот отдохнет мужик на Мертвом море — и можно начинать новую жизнь.
Его подружка, тоже откуда-то из бывшего Союза, довольна и надеется на светлое трудовое будущее «своей повстречавшейся судьбы».
А я медленно по грязевому дну выхожу на крупнопесчаный берег и встаю под сильный пресный душ, от чего мое тело испытывает какую-то двойную благодать.
После душа хорошо постоять под постоянно проносящимся по Иорданской долине теплым ветерком. Преломленные через мертвоморскую дымку-туман солнечные лучи быстро согревают меня после холодноватого душа.
Блаженство отдыха тела поднимается на более высокую ступень. Бреду по жгучему, как бы зацементированному от обилия солей песку в свой пальмовый шалаш. Подстелив простынку, плюхаюсь обмякшим расслабленным телом в кресло.
До меня доносятся разговоры между Эдуардом и девушками-врачами, которые восхищаются увиденным в Израиле. Наташа уже размечталась о встрече с другом-израильтянином, создании семьи, благодаря чему она смогла бы остаться в Израиле навсегда.
Что ж, мечтать не вредно.
А я мысленно перелетаю на Соленое озеро в Забайкалье.
Там нами, солдатами, были сделаны невысокие мостки, с которых мы ныряли, намылившись хозяйственным мылом. Два намыливания с последующим заныриванием смывали с кожи грязь и пот, мешавшие телу чувствовать себя комфортно. Также и наши солдатские робы, смоченные в просоленной воде, намыливались и лежали под грунтовым208
обрывом на упругой грязевой полоске земли с часик времени. После чего они прополаскивалось с мостков в озере.
После стирки в той воде и просушки одежонка становилась мягкой и какой-то особо приятной.
А однажды утром, уже в начале осени 1967 года, наш дежурный Володя Сумароков поднял нас всех по команде:
210— Первая точка, подъем!! Не х...я дрыхнуть! На Соленом озере северный лебедь плавает!
Зевая и потягиваясь, мы вышли из казармы и тихонько пошли к береговому обрыву. Да, в центре озера, окруженный табунком черно-оранжевых турпанов, величаво скользил по водной глади красавец-лебедь. Царственный пластичный проплыв белой птицы был впечатляющим.
Почти через сорок лет, в пальмовом шалаше, на таком же обрывистом берегу я, подняв это из каких-то глубин памяти, вновь созерцаю чудо-птицу, залетевшую на наше (как мы считали) Соленое озеро.
.Цивильный кусочек берега Мертвого моря «гудел», оттягиваясь, отдыхая от обыденной жизни. А я побрел на грязевые отмели, где по науке устроил сам себе целебную грязевую ванну. Лежа на спине, я закопался в жирную, пахнущую сероводородом темно-серую глину, которая опять-211
таки мне очень знакома по России. Для меня это — так называемая шамотная глина, используемая в приготовлении раствора для огнеупорной кладки.
Опять пережитое и увиденное в далекой России возникло из «шалашей» памяти и проплыло в моем сознании.
В полудреме я выдержал несколько неприятную получасовую грязевую ванну и переполз в ванну соляную, под названием «Мертвое море». На всю процедуру ушло около часа времени.
Вновь прохладный пресный душ и шалаш, где полудрема сознания обитает в полуватном полностью расслабленном теле.
А за шалашом.
Эдуард с докторицами и еще несколькими подтянувшимися к ним и перезнакомившимися людьми со-организовались в компанию. Слышны тосты, песни, подвзвизгивание, подчмокивание — все ясно: наши, «русские», гуляют-отдыхают.
А из дальнего шалаша слышны подстукивающие звуки тарбуки и протяжное арабское горловое пение.
Через проем входа моего шалаша видно, как кучка сотоварищей-филиппинцев расположилась на бугорке около самого берегового обрыва. Едят свежеза-жаренные куриные крылышки со свежим жгучим перцем, прикусывают сухими галетами, отхлебывают «Колу». Этим коренным жителям Юго-Восточной Азии от длительного пребывания под всепронизываю-щими лучами ничего плохого для здоровья точно не
будет.
Иорданские розово-красные зори постоянно меняют свою цветовую гамму при изменении угла падения преломленных через дымку-туман солнечных лучей. В основном местные горы состоят из песчан-
212ника, базальта, слюды. Каждые полчаса окрас гор, переливаясь, меняется от светло-розового до сирене-во-оранжевого с многочисленными разнотональны-ми прожилками красно-оранжевых цветов и вкраплением серого.
Может быть, я со временем сумею написать красками этюд с видом этих гор, где покоится тело первосвященника Аарона, брата пророка Моисея. Об этом говорится в Торе, об этом же рассказывают легенды бедуинского племени бдуль, живущего в окрестностях города-призрака Петры.
Петра — это просто чудо света. Находится она совсем недалеко, за Мертвым морем, на территории Иордании.
А пока у меня есть время, я выхожу из своего шалаша и делю карандашный эскиз мертвоморского пейзажа.
Полдень, скоро уезжать. Я надел футболку и бейсболку.
А рядом араб со своим верблюдом зарабатывает деньги согласно израильскому анекдоту:
«Сколько стоит прокатиться на верблюде, чтобы мои друзья меня сфотографировали? — спрашивает турист.
— Бесплатно, в подарок, — отвечает араб.
Турист взбирается на верблюда, фотографируется, проезжается по площадке... Устал, да и страшновато с непривычки.
Кричит:
— Спасибо, хватит! Я хочу слезть на землю! Тут уже хозяин-араб говорит:
— Извините, но я должен для этого поработать — дать команду верблюду сначала встать на колени, потом лечь на брюхо. Вот это уже стоит денег. Пятьдесят шекелей, господин!»
.А правая сторона Иорданской долины у основания гор имеет местность под названием Кумран. Там, у подножия горных хребтов, в пещерах были найдены знаменитые213
Кумранские свитки. За сто пятьдесят лет до новой эры, когда большинство жителей Земли еще были варварами, в тех пещерах уже поселились первые социалисты — община ессеев. Здесь были написаны их трактаты о социальной справедливости и отмене рабства. Что-то из тех трактатов позднее переродилось в «Остров Утопия», что-то было взято евреем Карлом Марксом для построения новой религии — коммунизма.
Я по памяти, вслед за эскизом созерцаемой мною библейской земли еще делаю эскиз Соленого озера в Забайкалье и вспоминаю озеро Светлояр, также воспетое в легендах и сказаниях нижегородской старины. И есть у мена фото из архива моей учительницы,
214Нины Панкратьевны Ломакиной, где паломники на коленях обходят кругом святое нижегородское озеро, на дне которого, по легенде, покоится заповедный град Китеж.
С удовольствием публикую эту фотографию.
И тут же задаю сам себе вопрос: в каком жанре я пишу? Честно говоря, и сам не знаю. Пишу, что на сердце, да и всё.
В 12.30 пополудни наш автобус разворачивается и начинает движение назад, в Иерусалим. Это займет менее часа времени, и с отметки «- 400 метров» мы поднимемся на «+ 800» над уровнем Мирового океана.
Не знаю, дорогой читатель, увидел ли ты моими глазами хотя бы частицу того, что видел я. Но я на своем простом,215
«сапожничьем» языке выполнил просьбу своего друга Владимира Николаевича Горина, который когда-то был мэром Нижнего Новгорода, рассказал о том, что прочувствовал, увидел, услышал, вспомнил, находясь на берегу одного из чудес света — Мертвого моря.
Я думаю, что повествователи других национальностей могут на своих языках: иврите, английском, румынском, арабском, украинском, амхарском — рассказать о легендах, сказках, мифах, былях, ассоциирующихся у них с этим древнейшим библейским уголком нашей крохотной планеты Земля.
Для справки, возраст некоторых городов: Иерихон — 7000 лет, Иерусалим — более 3000 лет, Казань — 1000 лет, Москва — 858 лет, Нижний Новгород — 784 года, Чита — 130 лет.
В Читинской области находится Соленое озеро, о котором я рассказывал. Сам город Чита по указу сибирского генерал-губернатора был заложен 30 ноября 1875 года, тогда же начала работать Первая городская дума.
Крепость-острог был нанесен на карту Забайкалья еще в 1830 году, но статус города Чита получила только 45 лет спустя.
Человеческая цивилизация в разных регионах имеет разный возраст. Но есть у людей одна общая задача: дать восторжествовать справедливости в любой точке земного шара — и обжитой людьми много тысяч лет назад, и лишь недавно освоенной первопроходцами.
Думаю, я не ошибаюсь!
195-205 206-215 216-223