41-60
появление в бараках давало силы «барачным» в потасовках на
берегу речки Парашки.
С 1958 года я каждое лето приезжал к отцу на какое-то
время. Жил и работал я у него порой день-два, порой несколько недель.
Жизнь в бараках была показательной. И в первую очередь — в
том, насколько тяжко эксплуатировались простые рабочие еще с царских времен.
Взрослые обитатели бараков, работавшие на «Заводе»*
еще во времена Петра Заломова, говорили: «Что при царе-батюшке, что при Сталине
— усатом дядюшке, что при Никите-лысом — быть бы мне сытым».
Комната в бараке, в которой жили семьи по пять-шесть
человек — это шесть метров длины, три с половиной метра ширины, высоты до
потолка — чуть меньше трех метров. Одно большое, на два переплета, окно.
Полуперегородка из вагонки в двух метрах от входной двери отделяла комнату от
кухни-прихожей.
47
В комнате, как правило, одна большая никелированная
кровать с блестящими шарами по углам, кушетка или диван с валиками, большой
стол, комод, двухстворчатый шкаф-гардероб, пара венских стульев и пара
табуреток.
Так называемая кухня-прихожая — это небольшая печка-плита,
на которой летом стояли примус или керосинка для приготовления пищи. Зимой,
когда топили печку, открывали конфорки плиты и на открытом огне готовили еду.
Керосинку или примус в это время переставляли на табуретку в углу
кухни-передней.
Необходимый атрибут передней — это скамейка, на которой
стояли ведра с водой и, конечно, все тот же умывальник-рукомойник с помойным
ведром под ним.
Так что в барачной комнате всегда припахивало и помоями, и
керосином чистым, и керосином прогоревшим...
Были хозяева, которые керосинку или примус выносили и
устанавливали в коридоре барака. Но тут был риск, что агрегаты могут быть
украдены.
Кто был побогаче, пользовались электрическими плитками,
но это были редкие семьи, в основном в бараках жили рабочие.
По всей длине коридора барака было по двенадцать дверей,
слева и справа, то же самое — на втором этаже. То есть сорок восемь семей
жило-ютилось в так называемом «клоповнике». По одной комнате на каждом этаже
было приспособлено под общий туалет, простите, сортир. Общий сортир с одним
рундуком и четырьмя очками над общей выгребной ямой зимой был местом «детского
клуба» для детей, живущих-обитающих в бараке. Площадь сортира была все же
значительной.
Когда я приезжал к отцу, то спать на ночь укладывался на
полу вместе с Лехой. В основном, все жители сормовских бараков на ночь детей
укладывали на полу, постелив ватные матрасы.
Еще одним
атрибутом барачной жизни были полати. В противоположной части от печки-плиты на
высоте неполной перегородки, которая становилась одной опорой,
48
а другой опорой был здоровенный брус, прибитый к стене
коваными корабельными гвоздями, делался настил длиной два и шириной полтора
метра, из толстых досок — что-то вроде тюремных нар. Во многих барачных
комнатах полати были «кроватями» для детей на долгие годы жизни.
Почти каждое утро мы с отцом выходили из барака в пять
часов утра. Я тащил на плече крапивный мешок, в котором лежала
отремонтированная обувь клиентов и сапожный инструмент. (И в то время, и
когда я имел киоск на Свердловке около кинотеатра «Октябрь», я думаю, что и
сейчас, во времена окончания «перестройки», киоски сапожников подламывали и
тащили из них. Что? Да всё, что можно обменять на стакан похмельной водки).
На работу мы шли всегда пешком, по не асфальтированным,
поросшим лебедой, репейником и чертополохом улицам. Тротуары «Большой дороги»* также не были заасфальтированы.
Трамвай шестого маршрута уже был пущен по сегодняшнему
кольцу. Чуть раньше он делал кольцо прямо на центральной площади Сормова и тащился,
громыхая, назад в Канавино. Конечно, это были все те же трамваи-сараи с
«колбасой» в задней части (задний буфер для сцепки с другим вагоном). На
«колбасе» катались сорванцы-оборванцы.
Во время утренней прогулки-следования к киоску, который
располагался рядом с трамвайной остановкой «Сормовский рынок», я всегда
беседовал с отцом, как говорят сейчас: «П...ли за жизнь». (Прости меня,
Г-споди, грешного сапожника!)
Частенько мы заговаривали о том, что мне делать дальше в
жизни. Поступать в техникум я не мог — не было базы школьных знаний. Эти знания
остались у учителей или где-то в стенах школы. Отец советовал мне:
49
— Ленька, у тебя золотые руки, ты много что умеешь делать.
Быстро осваиваешь новую специальность. Лучше будет, если ты пойдешь учиться в
ремесленное училище. Там тебе дадут обмундирование, три раза в день кормить будут,
выдадут пусть небольшую, но стипендию. Пускай одежонка казенная не фасонна — но
она денег стоит. Харчи казенные — но они тоже денег стоят. Так что за три года
до армии все ж какие-то деньги от мелухи*
получишь. К чему тебе идти учиться в девятый класс? В армию тебя все равно
заберут, а там какая разница, сколько классов ты окончил? Брат твой старший
учится в медицинском, врачом хочет быть. А какая зарплата у врача? Курам на
смех... Сапожник при нормальной работе за неделю больше получает, чем врач за месяц!
Чтобы ты пошел учиться дальше, в институт, после школы — я
в это как-то не верю. Ты совсем не похож на своего брата. Не стоит тратить
впустую время на учебу. Я прожил жизнь безграмотным, но всегда имел кусок
хлеба. По-еврейски я умею и читать, и писать, даже на древнееврейском... Эх
(вздыхает), но кому сейчас нужен еврейский язык?
Я в эту зиму ездил в свое родное местечко на Украину. Там
наш дом стоит — красивый, крепкий, добротный. Три хохлацкие семьи в нем живут.
Меня жидком обозвали, даже во двор не впустили. Так почти все еврейские дома —
хозяев поубивали, а дома заняли... Одна еврейская семья каким-то чудом выжила в
местечке. Всё, Леня, нет ни еврейского языка, ни еврейского местечка... Никому
ничего еврейского не надо.
Так же может получиться с твоей одиннадцатилеткой: она
окажется никому не нужной, и тебе самому тоже — как мне мой еврейский язык.
Только потеряешь три года и все льготы — обмундирование, питание, стипендию.
Хорошо, что
сейчас лето: ты можешь у меня подработать на одежонку. А зимой... Я сам работаю
банщи-
50
ком за тридцать рублей в месяц, сапожной работы нет. Если
что — валенки подшить, так это что за работа, только кожу на руках порвешь до
мяса, а заработка с одной пары подшивки — два с полтиной, а времени...
Я слушал отца и не знал, что ему ответить. Идти в
ремесленное училище очень не хотелось. Там учились многие пацаны с нашей
округи. Там постоянно происходили какие-то драки как между самими «фабзайцами»*, так и с внешними «врагами». Причем в училищах
была полувоенная казенщина.
Отец учил меня жизни, советовал, что делать, но конкретных
приказаний не давал. В пятнадцать лет я был уже свободен от воли отца.
К концу августа утренние прогулки по просыпающемуся
Сормову окончились. Работа в киоске для меня тоже закончилась. Я вернулся на
Свердловку. Вопрос, что делать дальше в жизни, оставался открытым.
Мне очень не хотелось идти учиться в те школы, в которых
меня знали, — в четырнадцатую или сто тринадцатую.
В 1961 году на «Гребешке» начала работать школа для
одаренных детей — знаменитая сороковая. Меня переводили в нее после окончания
первого полугодия седьмого класса. Но тогда эта школа пользовалась плохой
репутацией, это было до того, как ее возглавил Вениамин Яковлевич Векслер.
Перевод в ту «дурную» школу не состоялся: на общешкольной линейке меня взяли на
поруки, и я остался в девятой. А так могло быть, что я оказался бы в одном
классе с Валькой Деруном, Прахом, Белым.
Как-то в одночасье школа поменяла свое лицо, и теперь уже
я туда не подходил. В той обновленной школе мне делать было нечего.
В преддверии
первого сентября я начал бродить по школам Советского района (в 1972 году его
переименуют в Нижегородский), чтобы разузнать, какое производственное обучение
планируется в каждой из этих школ, и при-
51
мут ли меня в одну из них. Случайно я попал в четвертую
школу, которая находилась рядом с домом на улице Лядова, где я родился.
Первым представителем администрации школы, с которым я
беседовал, был завуч Израиль Аронович Фогельсон — «врио» директора школы. Он
очень быстро разобрался в моих знаниях по русскому языку, а также уже был
наслышан о Лене Грузмане, и отказал мне в приеме в девятый класс, сказав: «От
таких, как ты, школа только что избавилась».
Совершенно неожиданно в канцелярию вошел Василий Петрович
Самоненко, и заключительная часть нашей беседы с Фогельсоном ему «попала в
уши».
Василий Петрович обратился к Фогельсону:
— Израиль Аронович, а я бы хотел, чтобы этот парень учился
в нашей школе. Смотрите, какие у него живые глаза! В классе, где будут готовить
слесарей по ремонту холодильных установок, недобор учеников. Давайте рискнем
принять его туда! Выгнать всегда успеем.
Фогельсон, насупившись, посмотрел на завуча по
производственному обучению и произнес:
— Василий Петрович, решайте сами, что с ним делать. Я на
себя ответственности не беру. Боюсь, что он даст нам такого «дрозда», что
похуже Буреева будет.
— Что будет — никто не знает. Но улыбка у этого паренька и
взгляд — проницательные и добрые.
И уже обращаясь ко мне, произнес:
— Приходи первого сентября в 9 «г». Заявление и переводное
свидетельство оставь у делопроизводителя.
Так после диспута двух завучей я попал учиться в четвертую
дневную школу, где с первого сентября 1962 года по январь 1963 года был вполне
хорошим учеником. Окончил я первое полугодие только с двумя тройками — по
русскому и немецкому языкам. По остальным предметам у меня были четверки, а по
истории — даже «отлично».
52
На первое полугодие наш класс был укомплектован одними
мальчиками. Обычного юношеского безобразия на уроках было очень много — здесь
все зависело от преподавателя.
Особенно плохо мы вели себя на уроках физики. Учительницей
была наша классная руководительница Галина Ильинична Шипова, молодой педагог,
работавший после окончания института в школе первый год. Ее муж, Толик, жил на
Свердловке, рядом с «Зубнушкой»*.
Я старался учительнице даже как-то помочь. Приходил на уборку
нашего класса. Галине Ильиничне очень нравилось, как я двигал тяжелые школьные
парты и задвигал их на место после промывки пола на первом ряду, потом второй
ряд, а затем третий. У нее самой не хватало сил сдвинуть парту с места.
Особым событием в классе стало 25 сентября. В класс пришел
разболтанный, весь из себя «приблатненный» парень по кличке «Цунька». Он вынул
из портфеля бутылку вина «Красное» под сургучной головкой — так он отмечал свой
приезд из пионерского лагеря «Артек». Тут же начал пить вино сам и угощать
одноклассников.
Я был еще «тихий мальчик» и от глотка вина отказался. Я по
глоточку вино не пил...
Бутылку быстро опорожнили. Почти все, кто глотнул вина,
тут же «окосели». Бутылку распили как раз перед уроком физики, а в начале урока
Галина Ильинична как классный руководитель обратилась к Цуньке, чтобы тот
рассказал, как он сорок пять дней провел в «Артеке».
Цунька встал и сказал, что о пионерских и комсомольских
делах он уже все забыл, пока ехал в Горький. А вот, что там хорошее вино «Красное»,
он помнит, и даже в класс привез бутылочку. Но ее уже выпили, не оставив, к
сожалению, даже попробовать классной руководительнице. Все начали галдеть и
хвалить вино. В годы коммунистического строительства такое поведение было
большой дерзостью. Галина Ильинична заплакала и убежала из класса.
Цунька был героем!!
53
Вскоре его вызвали в кабинет директора, где он быстро был
«обломан». Приобретенный в «Артеке» южный темперамент из него выдавили обычным
советским методом воспитания — запугиванием.
Вскоре в класс просочился слух, что легендарный «К...ль»
со Свердловки учится в 9 «г». В туалете во время курения рассказывали байки про
К...ля — эту новость притащили в школу пацаны-переростки из младшего класса,
жившие на Сенной. Алик-Черный, сам лично приходивший в школу на разборку,
подходил ко мне и вежливо здоровался. Так же вел себя и Демидон.
Первое полугодие я держался, как бы законсервировав в себе
натуру уличного беспризорника. Первенство в классах удерживал Вовка Мыцков.
В нашей школе учились также дети горьковской элиты, в том
числе дочка одного из партийных руководителей области.
54
После зимних каникул наш класс расформировали, и
представительницы прекрасного пола влились в наши ряды.
Классной руководительницей назначили географичку — Нину
Панкратьевну Ломакину. Остроумная, энергичная, умеющая прикольным словцом
поставить на место возгордившегося юнца, она тут же стала той классной, каких
сейчас, наверное, нет в городских школах.
Времена меняются.
Она была наставницей, воспитательницей, матерью для
каждого из нас. Конечно, были и такие, которые недолюбливали ее. Почему? Она
была очень открытой, прямолинейной, живой, с большим чувством юмора. На укол
злословного языка могла ответить острой шуткой. Поэтому и недолюбливали — сами
были духовными уродами...
Медленно шли-текли сладкие деньки учебы в четвертой
школе... Наш класс был «винегретным», то есть многие ученики до девятого
класса учились в этой школе, но были и пришедшие из других школ.
Лариса Чибышева и Ларка Берзина в четвертую школу перешли
из третьей. Я сохраняю в душе память о дорогих моему сердцу одноклассницах.
Почему-то так получилось, что их уже давно нет в этой прекрасной жизни —
упокой, Б-же, их молодые прекрасные души, пусть они пребывают в неизведанном
мною Раю.
А сейчас, в 7.30 утра, я в Иерусалиме. Наступило утро 28 мая 2004
года.
А сердце ноет от воспоминаний. А сердце давит от грусти: многих моих
сверстников уже давно нет. Я всего неделю назад вернулся из Нижнего... Где же я
живу?
Есть люди, которые говорят, что мой дом — салон «Боинга». Это
неплохо: «Боинг» — не пещера...
Есть планы в скором будущем лететь в Сан-Франциско, к старшему сыну.
А живу я, наверное, в том месте, о котором пишу. А мое уже не очень молодое
тело находится там, куда доставит его «Боинг».
Так я живу уже целых шесть лет...
Я — человек с планеты Земля.
55
Я — еврей-нижегородец.
Я — иерусалимец, законный!
Я живу в пространстве русского языка.
Я живу так, как живу только я — Липа Грузман.
Я буду писать. И здесь, в Иерусалиме, и здесь, в Нижнем.
Все прожитое мною — живо в моей памяти, в моем сердце, в моих
тетрадях.
Суди, Господи, обижающих меня, ибо я не силен в коварстве против
них. Сохрани и помилуй...
Мне нужно писать... Дай силы описать незабываемое и незабываемых...
Если не я, то кто?
Таня Мурграф, Люся Михайлюк, Виталик Афонин, Володя
Зеленцов — были тоже из других школ.
Школьная жизнь делала свое дело: объединяла, сращивала в
одно понятное и непонятное единое целое наши души...
И, конечно, все четыре параллельных класса
выкристаллизовывались в единое, дружественно-близкое сообщество сверстников.
Один день в неделю у всех четырех параллельных классов был
днем производственной практики — это была среда. Кто-то шел чертить в
«ГипроНИИгаз». Кто-то шел работать в комбинат «Росторгмонтаж». Девчонки шли на
практику в детские садики и ясли. Я был в группе, которая шла учиться-работать
в «Росторгмонтаж», который располагался на улице Черниговской, под
Благовещенским монастырем. В самом монастыре были складские помещения для
хранения разлитого в бутылки вина, и жила в бывших кельях, в основном, так
называемая пьянь и рвань. (Сегодня на месте двухэтажного здания
«Росторгмонтажа» автомобильная стоянка). Комбинат ремонтировал, монтировал и
эксплуатировал все холодильные установки, работающие в магазинах и столовых
города, а также на всех базах хранения готового мороженого.
Мы учили и познавали физические процессы, происходящие с
газом фреон-12 и аммиаком, в результате чего на пластинах испарителя
температура падала ниже 0° С.
57
Мы учились разбирать компрессоры, притирать сальники,
клапаны до зеркального блеска. Мы учились развальцовывать медные соединительные
трубки. Мы учились разбирать электродвигатели и делать перемотку мотора.
С восьми часов утра до трех часов дня мы работали и
слонялись по ремонтным цехам. Мы курили, балбесничали, хулиганили во время
рабочего дня — и работали.
Мастера Вильков и Луговых ругались, чертыхались, злились,
что им дали бесплатную нагрузку — обучать юнцов рабочей специальности. Они
знали, что после окончания школы никто из нас не будет у них работать. Работа
на этом предприятии была блатной, и число рабочих мест было очень и очень
ограничено.
Но партийная власть дала приказ...
Мы были уже старшеклассниками, поэтому мы все-таки как-то
учились работать на чугунных болванках; клецмейстер, зубило, большой драчевый
напильник, напильник-бархотка, наждачная бумага, паста ГОИ — приучали наши руки
к сноровке, а наши глаза — «ловить» миллиметры и сотки.
В старших классах «рвань» уже не училась.
Ребята-переростки шли учиться в ремесленные училища. В наших классах творилось
обычное школьное безобразие.
В это же время начались у нас соответствующие
взаимоотношения-симпатии. Возрастные изменения в организме уже заставляли кого-то
к кому-то «неровно дышать». Это было началом юношеских, дорогих каждому
человеку первых эмоций — первой любви...
Я уже давно «неровно дышал» к своей «Однокласснице» по
девятой школе, которая училась в школе недалеко от оперного театра. Как
правило, все «неровно дышащие» друг к другу зимой по вечерам приходили на каток
стадиона «Динамо», чтобы, взявшись за руки, кататься — нарезать круги по
приготовленному с утра льду.
Зимой воскресный день был особенным для катка стадиона
«Динамо».
58
В утренние часы огромная толпа юнцов собиралась около
кассы стадиона и ждала времени начала продажи билетов на массовое катание. На
первое января 1961 года в СССР была произведена хрущевская денежная реформа, и
билет стал стоить двадцать копеек.
Как только открывалось окошечко кассы, тут же начинал
действовать закон: «Кто сильнее толкается локтями, тот и купит быстрее билеты».
Каждый покупал пять билетов на рубль — с расчетом на знакомым.
По мере нарастания толпы-очереди за билетами нарастали и
страсти, желание раньше других ухватить билеты. Тогда компания «крутых» пацанов
брала одного «своего» и, собравшись с силами, забрасывала его на головы
стоявших-жавшихся около кассы юнцов. Распластавшись на головах жаждущих массового
катания, «посланник» просовывал из более удобного положения руку с деньгами в
маленькое окошечко кассы и, получив пару «простыней» билетов, полз в сторону от
кассы по головам толкающейся толпы.
А вечером в раздевалке стадиона, на ледовом поле, на сугробах-бордюрах
стадиона только и слышалось:
— Привет-привет!
— Привет!
— Ты почему вчера не был на катке?
— Подходи после катания к выходу, тут на меня один козел
п...ку др...ит.
— Я «своих мальчиков» собираю.
— Он, этот х..., вроде, с Бекетовки.
— Нужно у Сереги-Короля спросить, кто он такой и что у
него за шобла.
— Ладно, я буду на кругу кататься!
— Ты далеко не уходи...
Я на коньках
почти никогда не катался. Если приходил на каток, то ходил «кругами» по краю
ледового поля. Мусора и дружинники меня не трогали. Боря-Щербатый,
59
начальник пикета ДНД, заискивающе здоровался. Я держал
«мазу» за своих одноклассников...
Валерка-Дряга, Санька-Малек и Вовка-Гуга в декабре 1961
года были задержаны в раздевалке стадиона, а потом арестованы и осуждены. У них
на троих был один пистолет ТТ.
Молва о тех славных «королях» Нагорной части жила. То, что
я был близок к ним, также сохранялось в «общественном сознании» посетителей
катка.
После Дряги как бы новыми «королями» стали Санька
Воложилин и Серега-Король. Серега-Король был боксером, тренировался у Коли
Баталина. Санька Воложилин был «братом» Дряги — худенький, шустрый, резкий,
бесстрашный, всегда первым начинал потасовки. Я был с ними в дружественных
отношениях.
Также живы были легенды о Саньке-Лобане, убитом ранней
весной 1961 года около кассы стадиона, и Юрке-Гаврике, уже сидевшем. Про эти
эпизоды жизни, я думаю, у меня будет отдельный рассказ.
Ходил-прогуливался я по краю катка всегда с двумя-тремя
«своими мальчиками».
Также часто вечернее время я проводил в тире «Динамо»,
который находился в подвале клуба НКВД, новое название клуба было УООП. Там я
тренировался как стрелок-спортсмен.
Тир, возглавляемый Иваном Артамоновичем Климовым, забирал
половину моих свободных вечеров. Кто знает, что бы могло приключиться на катке,
если бы я не тренировался в тире...
Итак, девятый класс школы мною был окончен как бы тихо,
обычно. Отметки были хорошие и удовлетворительные, а поведение даже отличное.
На уроках
географии я несколько раз получал пятерки. Одна отметка «пять» была наиболее
запомнившейся. По заданию Нины Панкратьевны я подготовил и сделал доклад
«Энергетические первенцы Горьковской области».
60
Материал я изучал и конспектировал в читальном зале
областной библиотеки имени Ленина.
Кто бы тогда мог подумать, что я много лет проработаю в
«Энерготехмонтаже», и Автозаводская ТЭЦ будет моим объектом, и первый котельный
цех будет демонтироваться на моих глазах! Также малоизвестная ТЭЦ завода
«Оргсинтез», в которой я много лет буду ремонтировать обмуровку котлов, мною,
учеником девятого класса, была отмечена как один из первых энергетических
объектов начала индустриализации Советского Союза.
И, конечно, мне очень приятно, что в той самой
Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеке
хранятся написанные мною книги.
Время сделало свое дело.
Человек и Время...
Человек не может делать то, что делает Время...
Он — Абсолютная Сверхсила.
Все делает Он — Творец.
Он меняет Время и Времена.
И вот пришло время — я повествую.
Я не
знаю, как так получилось...
Да, но я должен еще вспомнить фамилии.
Когда я работал на Автозаводской ТЭЦ, директором вначале
был Юрпалов, потом Владимир Николаевич Смирнов. Главным инженером — Михаил
Исакович Хайтун, мастером по ремонту был Валерий Васильевич Ульянов.
На заводе «Оргсинтез» главным инженером был Владимир
Волков, главным энергетиком — Грачев, начальником котельного цеха, а затем
главным энергетиком — Левченкова (мною, и не только мною, очень уважаемая), к
сожалению, не помню имени-отчества.
Дорогой читатель, нужно возвращаться во времена моей
юности.
31-45 41-60 61-73