69-76
вдоль узкоколейки, сигнал дашь — стоят, а затормозишь — убегают.
Перед лобовым стеклом «кукушки» парил ястреб, как раз на расстоянии досягаемости дроби. Хозяин ружья опять дал команду:
— Бей! Бей его, стервятника!
Я, с разбуженным во мне инстинктом первобытного охотника-добытчика, открыл дверь, поймал в прорезь ястреба, сделал упреждение на его полет и наше движение — и выпалил, охваченный страстью стрелка по живой, незащищенной хищной птице.
Но ястреб заложил резкий вираж, и заряд дроби прошел мимо него.
Машинист засмеялся:
— А что я тебе говорил? Дичь слышит щелчок от удара бойка и тут же реагирует. Вот когда на водоплавающую дичь охотишься — там есть утка-нырок. Ты выстрел делаешь, а она под воду. Так ее нужно ждать, когда она вынырнет, когда у нее воздуха не останется, вот тогда она зачумленная, и из второго ствола ее можно достать. Но ты, паря, стрелок, сразу видно! Вот тебя бы я с удовольствием взял на охоту! Давай, приезжай ко мне в деревню — и сходим.
— Ой, милый,— вздохнул я,— у меня времени нет на охоту ходить! Да и законы сейчас новые. Я свое ружье в милицию сдал — больно противно туда ходить за разрешением.
70
хомани — медведь хозяин. А медведь и участкового заломать может. Кто наш люд знает, тот опасается — не безобразничает.
Вскоре густые сумерки охватили «кукушку» и все видимое пространство. Разрядив ружье, я поставил его в угол, у приборной доски тепловозика, а сам прошел в салон.
В 22.30 мы остановились около вокзальчика узкоколейной железной ветки Камский—Ситники, где нас ждали две легковые машины, в которые и перебралась вся рабочая группа.
В Горький мы приехали уже к полуночи. Город был весь завешан транспарантами, панно, флагами, плакатами, говорящими о юбилейном Дне Победы.
Утром девятого мая я пошел на еврейское кладбище «Марьина Роща» — единственное место в городе, где в советское время могло собраться сразу большое количество евреев. Люди приходили к могилам близких, где под надгробиями и холмиками лежало много участников той страшной войны.
Я долго стоял около ограды, в которой находились два надгробия: могила последнего горьковского раввина Иехуды Бернштейна и могила шойхета Арона Готлиба.
Сегодня для меня это самое святое еврейское место в Нижнем Новгороде. В поучениях еврейских мудрецов говорится, что могила праведника есть святое место.
Синагога может быть святым местом, если там не будут считать деньги, но синагога без денег жить не может, а на могиле денег не считают. Поэтому любой живой человек уступает в святости месту, где погребен еврейский праведник.
Я читал утреннюю молитву.
В основном, проходящие мимо меня евреи смотрели на меня как на ненормального. Уже ходили слухи, что этот71
«ненормальный», сын Манечки, — агент КГБ, провоцирует евреев. Как можно что-то соблюдать из еврейских предписаний, если ты — еврей-коммунист и работаешь на хорошей работе — скажем, директором столовой? Разве можно такому человеку вступать в контакт с евреем, молящимся на древнееврейском языке? Нет! Нет, нет и еще раз нет, — говорили себе они, директора промбаз и магазинов, начальники автохозяйств, директора и учителя советских школ, врачи, музыканты, инженеры, ученые, адвокаты.
Но вдруг адвокат Нелли Сладкевич подошла ко мне и попросила:
— Липа, идем к могилам моих родных! Прочти молитву! Как умер шойхет Арон, я никого почему-то не просила молиться. А то, что про тебя некоторые
72
евреи болтают, то на.ри на их гадкие языки! Это они задание партии выполняют. Что я в советском суде постоянно вижу, никто не увидит и не узнает, какое там кощунство над самым святым происходит. Знаешь, про меня тоже чего только не говорят — а как приспичит, так ко мне бегут.
Прочитав поминальную около могил Сладке-вичей, я вернулся к еврейским святым надгробиям.
Вскоре ко мне подошла Блюма
Израилевна Герш-
ман, и опять я услышал:
— Липа, идем, почитай около могил моих родных. Не думай о том, что другие евреи говорят. Если Советская власть была бы нормальной, то она бы их евреями оставила, а так называет евреев официально своими, а за глаза — кличет предателями. Попроси, Липа, за сына моего. Почему его Б-г так рано забрал к себе? Я же в синагогу хожу, ем только кошерное, уже десять лет только на Пейсах покупаю двух кур в Московской синагоге. Вот же что сделали с евреями! Нет в городе кусочка кошерного мяса, а?
А наши-то все в коммунисты записываются. Сами себя и оскверняют. Боря Мучник мне на тебя показал пальцем, смеется: «Смотри, Блюма, ненормальный, стоит там и заговаривается!» Как же ему не смеяться — он же директорСобеседник заулыбался:
— Да, паря, как у вас в городе сурово. А у меня в доме — три ружья. Участковый иногда приезжает к нам в деревню — так за самогоном. А чтобы ружья регистрировать или еще как-то безобразничать — этого мы ему никогда не позволим! У нас в селе староверов много, они-то участкового и держат в порядке. Он у нас никак не может разгуляться: глухомань, а в глу-
73
столовой, за свиные кости удавиться может! Наплюй на его дурную голову. Пусть смеется сам над собой.
Я с Блюмой Израилевной дошел вначале до одной дальней ограды, затем проделал такой же путь к другой ограде. Она, заливаясь слезами, шептала: «Миз-мор л-Довид.»
Вскоре ко мне подошли дети раввина Янкеля Плак-сина. Его сын Боря, как всегда, был немногословен:
— Леня, дойдем до оградки моих родных, почитай там!
Я выполнил его просьбу. Боря дал мне несколько рублей, которые в то время были деньгами. Тогда и на один рубль можно было прожить день — купить хлеб, лук, картошку, кильку.
Потом ко мне подошел Саша Кацов. На его пиджаке был орден Отечественной войны и медали. Прозвучала очередная просьба:
— Леня, идем к ограде, где мои лежат, а Фима Кабачник — племянник мой — был твоим другом детства. Почитай, Леня, пусть Б-г услышит молитву нашу! Я очень ему, Б-гу, благодарен. Я всю войну прошел, и ни одного ранения у меня не было.
И еще несколько рублей прибавилось к тем, которые уже дали мне евреи.
Через какое-то время к ограде могилок праведников подошел реб Эли Гершкович. На лацкане его пиджака также сиял орден Великой Отечественной войны. Посмотрел он на меня и, улыбаясь тихонько, произнес:
— Ну что ж ты сюда, на народ пришел? Хочешь, чтобы тебя забрали? Пожалей, Липалэ, свои кости, ведь кагэбэшники ой как умеют людям и руки укоротить, и мозги закрутить! Найдут, за что тебя упечь за решетку! Я-то их хорошо знаю. А кто-то из евреев ведь и поможет.
74Я на фронте когда был, то нас двоих на ночь в дальний дозор отправили с хохлом Степаном Бойко. Так начальник СМЕРШа мне говорит наедине в своем блиндаже:
— Рядовой Гершкович, мне известно, что младший сержант Бойко хочет к немцам удрать, нашу Советскую Родину предать. Так что я тебе поручаю вначале за Бойко следить, а уж потом смотреть, чтобы немецкие разведчики к нам в окопы не пробрались. Шагом марш в дозор выполнять задание — и ничего Бойко не говорить, глаз с него не спускать!
Муторно как-то мне на душе стало. Встретились мы со Степаном в нашей ротной землянке и к немецким окопам тихонько начали пробираться — где ползком, где на корточках вперебежку. Уже на нейтральной полосе засели в воронке, что после взрыва большого снаряда образовалась. Лежим, в темноту смотрим, к темноте прислушиваемся. Вдруг Степа мне и говорит:
— Илья, меня перед тем, как идти в дозор, позвал к себе начальник СМЕРШа и сказал, что ты Советскую власть не любишь и хочешь к немцам сбежать. Поэтому я за тобой должен следить, а то переметнешься к фашистам. Так вот что я думаю, Илья: как только ты у немцев окажешься, так они тебя и порешат. Кому-кому, а евреям в плен сдаваться фашистам — это все одно, что себе пулю в лоб пустить! Сволочи же эти морды энкавэдэшные! Как же они могут людей друг на друга натравить! А ведь как будто священный долг выполняют, родину от внутренних врагов оберегают. На самом же деле они — лютые враги, что тебе, еврею, что мне, хохлу. Так что беги, Илья, если надумал, если не наврал этот сука мне про тебя!
Вот так-то, Липалэ, они умеют людей стравить! Я Степану ничего не сказал про приказ, который мне тоже был даден —75
не хотел его еще более злить. Он и так уж у СМЕРШа на заметке был.
Недели через две Степана забрали. Мы уже какую-то деревеньку отбили у немцев и в хате спали всем взводом. А Степан где-то с танкистами напился, пришел в хату — и давай Сталина всяко поносить. Я таких слов-то сроду не произнесу, какими он ругался. Как услышал я его — завернулся в шинель, да и за печку, будто сплю. Вскоре пришли из особого отдела, Степана связали и тут же всех стали допрашивать, кто что слышал. Ну а что взять с солдат-дураков? Все почти что подписали протоколы допросов. А я, конечно, нет.
Меня спрашивают: «Гершкович, ты слышал антисоветскую пропаганду, которую проводил Степан Бойко?» А я отвечаю: «Никак нет! Я спал, уставший очень после боев был! Сонный, я ничего не слышу!»
Все равно забрали Степана в штрафбат.
Так что, Липалэ, они умеют людей обрабатывать, так что человек им служит, а потом и служаку своего они в «огонь», когда надо, когда он им больше не нужен. Они потом нового дурака найдут.
Я слушал Эли... Он говорил давно известные мне истины. Но отказаться тогда от открытого исповедания иудаизма я уже не мог. А он, вроде, как бы хотел уберечь меня от репрессий, в которых будут использоваться верные слуги советского режима, тоже евреи. Многие, очень многие евреи дружили с власть имущими и были «хорошими евреями». Но были случаи, что и хороший еврей становился козлом отпущения.
.Дружил Иосиф Моисеевич с капитаном милиции (присвоим ему фамилию Егоров, а Иосифа Моисеевича оставим под родной еврейской фамилией Вайнш-
76тейн). Гадкое время было: полуголодное, то есть с голоду люди не пухли, в каждой семье было, что пожрать, но это самое «пожрать» нужно было ещё добыть по блату у тех знакомых, кто по роду работы был как-то связан с продовольствием. Конечно, те, кто охранял покой советских граждан, находили «друзей» в магазинах, ресторанах, на базах, в столовых. Сплетались люди в клубок «ты мне — я тебе», и катились эти клубочки по жизни... Рука, как известно, руку моет. В общем, Иосиф Моисеевич «мыл руку» капитану милиции Егорову. Конечно, капитанишка тот обещал завмагу, что в случае чего он, капитан, найдет ходы, и никаких репрессий завмаг бояться не должен. Все так в Советском Союзе живут-выживают, у всех свой блат есть — как говорится, «блат выше, чем наркомат». Так и жили — не тужили подружившиеся милиционер и «хороший» свой еврей, который помогал семье капитана мукой, сахаром, рисом, вермишелью — жить-то семье надо.
Но случилось что-то с капитаном милиции. Потом врачи скажут, что было у него весеннее обострение скрытого, скажем так, нервного недуга от алкогольного перенасыщения организма. Правда, до того его как хорошего оперативника из Канавинского райотдела милиции в областное управление внутренних дел перевели: очень неплохо он собирал сведения о преступниках и нарушителях социалистической законности. Поощрили, значит, Егорова.
Ну а девятого апреля 1980 года.
Пришел друг-капитан к другу-завмагу, достал пистолет из кармана, патрон в патронник загнал, приставил пистолет к завмагову сердцу и произнес:
— Я тебя, еврея, много лет опекал? Опекал! К тебе из бандитов никто не подходил? Никто! Из обэхээсэс-ников