69-76
вдоль узкоколейки, сигнал дашь — стоят, а затормозишь — убегают.
Перед лобовым стеклом «кукушки» парил ястреб, как раз
на расстоянии досягаемости дроби. Хозяин ружья опять дал команду:
— Бей! Бей его, стервятника!
Я, с разбуженным во мне инстинктом первобытного охотника-добытчика,
открыл дверь, поймал в прорезь ястреба, сделал упреждение на его полет и наше
движение — и выпалил, охваченный страстью стрелка по живой, незащищенной хищной
птице.
Но ястреб заложил резкий вираж, и заряд дроби прошел
мимо него.
Машинист
засмеялся:
—
А что я тебе говорил? Дичь слышит щелчок от удара
бойка и тут же реагирует. Вот когда на водоплавающую дичь охотишься — там есть
утка-нырок. Ты выстрел делаешь, а она под воду. Так ее нужно ждать, когда она
вынырнет, когда у нее воздуха не останется, вот тогда она зачумленная, и из
второго ствола ее можно достать. Но ты, паря, стрелок, сразу видно! Вот тебя бы
я с удовольствием взял на охоту! Давай, приезжай ко мне в деревню — и сходим.
—
Ой, милый,— вздохнул я,— у меня времени нет на охоту
ходить! Да и законы сейчас новые. Я свое ружье в милицию сдал — больно противно
туда ходить за разрешением.
70
хомани — медведь
хозяин. А медведь и участкового заломать может. Кто наш люд знает, тот
опасается — не безобразничает.
Вскоре густые сумерки охватили «кукушку» и все видимое
пространство. Разрядив ружье, я поставил его в угол, у приборной доски
тепловозика, а сам прошел в салон.
В 22.30 мы остановились около
вокзальчика узкоколейной железной ветки Камский—Ситники, где нас ждали две
легковые машины, в которые и перебралась вся рабочая группа.
В Горький мы приехали уже к полуночи. Город был весь
завешан транспарантами, панно, флагами, плакатами, говорящими о юбилейном Дне
Победы.
Утром девятого мая я пошел на еврейское кладбище «Марьина Роща» —
единственное место в городе, где в советское время могло собраться сразу
большое количество евреев. Люди приходили к могилам близких, где под
надгробиями и холмиками лежало много участников той страшной войны.
Я долго стоял около ограды, в которой находились два
надгробия: могила последнего горьковского раввина Иехуды Бернштейна и могила шойхета
Арона Готлиба.
Сегодня для меня это самое
святое еврейское место в Нижнем Новгороде. В поучениях еврейских мудрецов
говорится, что могила праведника есть святое место.
Синагога может быть святым местом, если там не будут
считать деньги, но синагога без денег жить не может, а на могиле денег не
считают. Поэтому любой живой человек уступает в святости месту, где погребен
еврейский праведник.
Я читал
утреннюю молитву.
В основном, проходящие мимо меня евреи смотрели на меня как на
ненормального. Уже ходили слухи, что этот
71
«ненормальный», сын Манечки, — агент КГБ, провоцирует
евреев. Как можно что-то соблюдать из еврейских предписаний, если ты —
еврей-коммунист и работаешь на хорошей работе — скажем, директором столовой?
Разве можно такому человеку вступать в контакт с евреем, молящимся на
древнееврейском языке? Нет! Нет, нет и еще раз нет, — говорили себе они,
директора промбаз и магазинов, начальники автохозяйств, директора и учителя
советских школ, врачи, музыканты, инженеры, ученые, адвокаты.
Но вдруг адвокат Нелли Сладкевич подошла ко мне и
попросила:
— Липа, идем к могилам моих родных! Прочти молитву!
Как умер шойхет Арон, я никого почему-то не просила молиться. А то, что про
тебя некоторые
72
евреи болтают, то на.ри на их
гадкие языки! Это они задание партии выполняют. Что я в советском суде
постоянно вижу, никто не увидит и не узнает, какое там кощунство над самым
святым происходит. Знаешь, про меня тоже чего только не говорят — а как
приспичит, так ко мне бегут.
Прочитав поминальную около
могил Сладке-вичей, я вернулся к еврейским святым надгробиям.
Вскоре ко мне подошла Блюма
Израилевна Герш-
ман, и опять я услышал:
— Липа, идем, почитай около могил моих родных. Не
думай о том, что другие евреи говорят. Если Советская власть была бы
нормальной, то она бы их евреями оставила, а так называет евреев официально
своими, а за глаза — кличет предателями. Попроси, Липа, за сына моего. Почему
его Б-г так рано забрал к себе? Я же в синагогу хожу, ем только кошерное, уже
десять лет только на Пейсах покупаю двух кур в Московской синагоге. Вот же что
сделали с евреями! Нет в городе кусочка кошерного мяса, а?
А наши-то все в коммунисты записываются. Сами себя и оскверняют. Боря
Мучник мне на тебя показал пальцем, смеется: «Смотри, Блюма, ненормальный, стоит
там и заговаривается!» Как же ему не смеяться — он же директор
Собеседник
заулыбался:
— Да, паря, как у вас в городе
сурово. А у меня в доме — три ружья. Участковый иногда приезжает к нам в
деревню — так за самогоном. А чтобы ружья регистрировать или еще как-то
безобразничать — этого мы ему никогда не позволим! У нас в селе староверов
много, они-то участкового и держат в порядке. Он у нас никак не может
разгуляться: глухомань, а в глу-
73
столовой, за свиные кости
удавиться может! Наплюй на его дурную голову. Пусть смеется сам над собой.
Я с Блюмой Израилевной дошел вначале до одной дальней
ограды, затем проделал такой же путь к другой ограде. Она, заливаясь слезами,
шептала: «Миз-мор л-Довид.»
Вскоре ко мне подошли дети раввина Янкеля Плак-сина.
Его сын Боря, как всегда, был немногословен:
— Леня,
дойдем до оградки моих родных, почитай там!
Я выполнил его просьбу. Боря дал мне несколько рублей,
которые в то время были деньгами. Тогда и на один рубль можно было прожить день
— купить хлеб, лук, картошку, кильку.
Потом ко мне подошел Саша Кацов. На его пиджаке был
орден Отечественной войны и медали. Прозвучала очередная просьба:
— Леня,
идем к ограде, где мои лежат, а Фима Кабачник — племянник мой — был твоим
другом детства. Почитай, Леня, пусть Б-г услышит молитву нашу! Я очень ему,
Б-гу, благодарен. Я всю войну прошел, и ни одного ранения у меня не было.
И еще несколько рублей прибавилось к тем, которые уже
дали мне евреи.
Через какое-то время к ограде могилок праведников подошел
реб Эли Гершкович. На лацкане его пиджака также сиял орден Великой
Отечественной войны. Посмотрел он на меня и, улыбаясь тихонько, произнес:
— Ну
что ж ты сюда, на народ пришел? Хочешь, чтобы тебя забрали? Пожалей, Липалэ,
свои кости, ведь кагэбэшники ой как умеют людям и руки укоротить, и мозги
закрутить! Найдут, за что тебя упечь за решетку! Я-то их хорошо знаю. А кто-то
из евреев ведь и поможет.
74
Я на фронте когда был, то нас двоих на ночь в дальний
дозор отправили с хохлом Степаном Бойко. Так начальник СМЕРШа мне говорит
наедине в своем блиндаже:
— Рядовой
Гершкович, мне известно, что младший сержант Бойко хочет к немцам удрать, нашу
Советскую Родину предать. Так что я тебе поручаю вначале за Бойко следить, а
уж потом смотреть, чтобы немецкие разведчики к нам в окопы не пробрались. Шагом
марш в дозор выполнять задание — и ничего Бойко не говорить, глаз с него не
спускать!
Муторно как-то мне на душе стало. Встретились мы со
Степаном в нашей ротной землянке и к немецким окопам тихонько начали
пробираться — где ползком, где на корточках вперебежку. Уже на нейтральной
полосе засели в воронке, что после взрыва большого снаряда образовалась. Лежим,
в темноту смотрим, к темноте прислушиваемся. Вдруг Степа мне и говорит:
— Илья,
меня перед тем, как идти в дозор, позвал к себе начальник СМЕРШа и сказал, что
ты Советскую власть не любишь и хочешь к немцам сбежать. Поэтому я за тобой
должен следить, а то переметнешься к фашистам. Так вот что я думаю, Илья: как
только ты у немцев окажешься, так они тебя и порешат. Кому-кому, а евреям в
плен сдаваться фашистам — это все одно, что себе пулю в лоб пустить! Сволочи же
эти морды энкавэдэшные! Как же они могут людей друг на друга натравить! А ведь
как будто священный долг выполняют, родину от внутренних врагов оберегают. На
самом же деле они — лютые враги, что тебе, еврею, что мне, хохлу. Так что беги,
Илья, если надумал, если не наврал этот сука мне про тебя!
Вот так-то, Липалэ, они умеют людей стравить! Я Степану ничего не сказал
про приказ, который мне тоже был даден —
75
не хотел его еще более злить. Он и так уж у СМЕРШа на
заметке был.
Недели через две Степана забрали. Мы уже какую-то
деревеньку отбили у немцев и в хате спали всем взводом. А Степан где-то с
танкистами напился, пришел в хату — и давай Сталина всяко поносить. Я таких
слов-то сроду не произнесу, какими он ругался. Как услышал я его — завернулся в
шинель, да и за печку, будто сплю. Вскоре пришли из особого отдела, Степана
связали и тут же всех стали допрашивать, кто что слышал. Ну а что взять с
солдат-дураков? Все почти что подписали протоколы допросов. А я, конечно, нет.
Меня спрашивают: «Гершкович, ты слышал антисоветскую
пропаганду, которую проводил Степан Бойко?» А я отвечаю: «Никак нет! Я спал,
уставший очень после боев был! Сонный, я ничего не слышу!»
Все равно
забрали Степана в штрафбат.
Так что, Липалэ, они умеют людей обрабатывать, так что
человек им служит, а потом и служаку своего они в «огонь», когда надо, когда он
им больше не нужен. Они потом нового дурака найдут.
Я слушал Эли... Он говорил давно известные мне истины.
Но отказаться тогда от открытого исповедания иудаизма я уже не мог. А он,
вроде, как бы хотел уберечь меня от репрессий, в которых будут использоваться
верные слуги советского режима, тоже евреи. Многие, очень многие евреи дружили
с власть имущими и были «хорошими евреями». Но были случаи, что и хороший
еврей становился козлом отпущения.
.Дружил Иосиф Моисеевич с
капитаном милиции (присвоим ему фамилию Егоров, а Иосифа Моисеевича оставим
под родной еврейской фамилией Вайнш-
76
тейн). Гадкое время было:
полуголодное, то есть с голоду люди не пухли, в каждой семье было, что пожрать,
но это самое «пожрать» нужно было ещё добыть по блату у тех знакомых, кто по
роду работы был как-то связан с продовольствием. Конечно, те, кто охранял покой
советских граждан, находили «друзей» в магазинах, ресторанах, на базах, в
столовых. Сплетались люди в клубок «ты мне — я тебе», и катились эти клубочки
по жизни... Рука, как известно, руку моет. В общем, Иосиф Моисеевич «мыл руку»
капитану милиции Егорову. Конечно, капитанишка тот обещал завмагу, что в случае
чего он, капитан, найдет ходы, и никаких репрессий завмаг бояться не должен.
Все так в Советском Союзе живут-выживают, у всех свой блат есть — как
говорится, «блат выше, чем наркомат». Так и жили — не тужили подружившиеся
милиционер и «хороший» свой еврей, который помогал семье капитана мукой,
сахаром, рисом, вермишелью — жить-то семье надо.
Но случилось что-то с капитаном милиции. Потом врачи
скажут, что было у него весеннее обострение скрытого, скажем так, нервного
недуга от алкогольного перенасыщения организма. Правда, до того его как
хорошего оперативника из Канавинского райотдела милиции в областное управление
внутренних дел перевели: очень неплохо он собирал сведения о преступниках и
нарушителях социалистической законности. Поощрили, значит, Егорова.
Ну а
девятого апреля 1980 года.
Пришел друг-капитан к другу-завмагу, достал пистолет
из кармана, патрон в патронник загнал, приставил пистолет к завмагову сердцу и
произнес:
— Я тебя, еврея, много лет опекал? Опекал! К тебе из бандитов никто не
подходил? Никто! Из обэхээсэс-ников
59-68 69-76 77-85