257-266
ТЕТРАДЬ ОДИННАДЦАТАЯ
Раннее утро. 7 марта 2006
года. Нижний Новгород.
Город начинает оживать после морозной ранневе-сенней
ночи. Вся Россия «отгуляла» Масленицу и готовится к празднику — Международному
женскому дню. Как хорошо, что в нынешнем году я именно в это время оказался в
России. Мой организм насладился сильными морозами, которые были совсем недавно,
а сейчас душа радуется от ощущения первых шагов нарождающейся весны...
Я выполняю просьбу Александра Ковбасюка и публикую
уже его личный рассказ о бывшем с ним после ноября 1959 года. Кое-что из
происшедшего до этого уже рассказано в предыдущей тетради.
Он решил написать несколько
страничек, так как много лет имел желание рассказать о себе, поделиться
мыслями с окружающими.
Жизнь сложилась так, что эти мечты и пожелания
продолжают жить в его душе. А пока какие-то наработки Александр Валентинович
публикует на страницах моего третьего тома. Также он делится своими
впечатлениями о моём творчестве.
Итак, несколько страниц в этой моей книге принадлежат кандидату филологических
наук Александру Валентиновичу
259
Ковбасюку, редактура предыдущей главы-тетради также
выполнена им.
В
классических литературных произведениях такие деяния не приветствуются, но моё
сердце просит сделать исключение из правил.
Как быть?..
Я частенько на каверзные
вопросы жизни отвечаю так:
— Нужно делать так, как велит
сердце! Следующие строчки этой тетради принадлежат Александру Ковбасюку.
* * *
Всё лето 2004 года я
провалялся в больнице. Сердце и легкие совсем расшалились. Дышать с каждым
днём становится всё трудней и трудней. Ничего не поделаешь. Любишь кататься —
люби и саночки возить. Я не ропщу. Спасибо, что живу. Правда, почти не работаю.
Обещание закончить книгу о природе мифа и его роли в
формировании личностного пространства человека, наверное, не будет выполнено.
Обидно, хотелось подвести черту, расставить все точки. Не судьба! Но
переживать не стоит. О самом сокровенном и дорогом я много говорил со своими
друзьями. Думаю, они лучше меня сумеют изложить основные методологические установки,
позволяющие комплексно исследовать проблему формирования и существования
пространств, в которых живет и взаимодействует человек.
Да, но это не совсем та тема, о чем я хотел сказать на
этих страницах. В начале февраля 2005 года случайно встретил Липу Грузмана. Он
несколько лет живет в Израиле, но иногда приезжает на родину, в Нижний.
Выглядит очень хорошо. Говорит, что много пишет. Сотворил и уже издал три
сборника «Еврейских тетрадей». Я попросил его презентовать их
260
мне. И вот при новой встрече, на день рождения, он
подарил мне уже свой двухтомник. Прочитал с большим удовольствием. Все
персонажи узнаваемы. Радости и печали, обиды и искушения до боли знакомы. Это
большой кусок нашей, не очень счастливой жизни. Это записки простого человека
о времени и людях, о борьбе за право верить, любить, надеяться и жить. Язык
повествования своеобразен и колоритен. Это язык нижегородских улиц и переулков,
он ассоциативен и музыкален. Я уверен, что такие книги нужны. Они живые
свидетельства о нас, о нашем времени, о том, как, кого и за что мы любили и
недолюбливали. «Еврейские тетради» надеюсь, помогут молодежи лучше узнать и
понять то время и тех, кто жил тогда и живёт сегодня рядом с ними.
В предыдущей тетради Липа рассказывает обо мне. Его
рассказ — правдив и искренен. Да, такими мы были, и так мы жили. С годами,
конечно, многое изменилось, но многое и осталось. Моя дружба с пацанами со
Свердловки была короткой. Дед поставил ультиматум: «Или уезжаешь в Москву, или
ставишь крест на своих новых дружках». Я выбрал второе, так как жизнь с
родителями для меня была страшней тюрьмы. Но в шестидесятом я все же оказался
в Москве. Мама настояла на моём переезде. Ни помогли ни бабушкины слёзы, ни
дедушкины увещания.
В девятый класс я пошёл уже в московскую школу № 252.
Первое время жить в Москве было трудно. Тосковал по Горькому, по дедушке и
бабушке, по друзьям-приятелям, да и с учебой были проблемы. Первую четверть
закончил неважно — много троек. Отношения с одноклассниками складывались не
лучшим образом. На первенство я не тянул. Ни отличник, ни силач — середнячок.
Нужно было искать решение проблемы. Помогли родители. Они сумели поддержать, и
на личном примере показали, как «убить дракона», как победить страх и трепет. В
тот год я много занимался, усиленно грыз гранит науки. Два раза в неделю
посещал литературные семинары в Политехническом музее.
Московская жизнь здорово отличалась от нижегородской.
Не было всесильного деда и всепрощающих учителей. Нужно было избавиться от
провинциальности. Нужно быть сильным, умным, ироничным эгоистом. С эгоизмом
всё было нормально, а во всём остальном я с трудом держался на плаву.
Да и родители подкачали. Отчим — заведующий
лабораторией, не лауреат и в газетах о нём не пишут. Мама — учительница
немецкого языка. А к моим рассказам о великом и могущественном дедушке одноклассники
относились с недоверием.
Конечно, если бы у меня было хорошее здоровье, можно
было бы подкачать мышцы, и показать себя. Но, к сожалению, я был освобожден от
физкультуры — родился с серьёзной сердечной патологией. Незначительные
физические нагрузки моментально давали о себе знать. А больница — самое ужасное
место: уколы, халаты, строгий постельный режим, ворчливые нянечки и злые
медсёстры. Стать первым я мог только, если бы объём моих знаний превысил
знания учителей, если бы я из охламона превратился в эрудита. Моё спасение —
книги.
Читать я любил всегда, и читал много. Но теперь чтение
стало спасательным кругом. В ту зиму я прочитал огромное количество книг. Два
раза в неделю ходил в Политехнический музей. Меня включили в секцию
исследователей творчества Маяковского. В апреле месяце в квартире поэта я делал
свой первый доклад «Язык революции».
262
В перерыве ко мне подошли два молодых человека.
Анатолий Иванов (Скуратов) и Илья Бокштейн. Встреча с ними во многом определила
моё будущее. Я был покорён их эрудицией и независимостью. Они разговаривали со
мной, как с равным человеком. Это, конечно же, льстило и, вместе с тем,
обязывало быть предельно честным и чётким в изложении собственного мнения. Я
почувствовал, что они настоящие люди, что они знают, зачем пришли в этот мир и
как сделать его лучше. Я был рад знакомству.
Это знакомство во многом определило моё будущее.
После заседания клуба я вместе с ними поехал в гости к Елене Строевой. Жила она
на Сретенке в красивом старинном особняке. Народу было человек пятнадцать.
Центральной фигурой литературного салона «мадам Елен» был поэт, ученый, сын
Сергея Есенина — Александр Есенин-Вольпин. В тот вечер он читал своё
программное стихотворение «Я ненавижу...».
Еще были Аполлон Шухт, Юрий Голонсков, Володя Осипов
и Черномор (Ковшин). Большинство из присутствующих были членами редакции
журнала «Феникс» и постоянными участниками «Маяка» — молодежных поэтических
тусовок у памятника Маяковскому.
Публика на Маяке собиралась неоднородная: от пенсионеров до подростков.
Свои стихи читали: Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Мартынов, Саша
Соколов, Аполлон Шухт... Там можно было встретить молодого паренька
откуда-нибудь из Сибири или из глухой вологодской деревеньки, и с рассы-пями
веснушек на курносом лице девчушку из Воронежа или Тамбова. На Маяке я
познакомился с Александром Михайловым и Вадимом Кожиновым. Беседы и разговоры с
ними помогли мне открыть новый мир. Я стал по-новому чувствовать форму, цвет,
звук.
263
Слово стало обжигать. А пушкинский «Пророк» стал моим
любимым стихотворением.
По несколько раз на дню я звонил Анатолию Михайловичу
Иванову, делился своими впечатлениями от только что прочитанного. Он терпеливо
выслушивал мои откровения и рекомендовал прочесть что-нибудь, что позволило
бы лучше понять автора и заглянуть в его душу и сердце. Новогодний, так звали
Иванова друзья, на долгие годы стал моим кумиром. Он познакомил меня с
«Заратустрой» Ницше, с его афоризмами, он пробудил потребность чаще заглядывать
вовнутрь себя, и, главное, показал, как нужно любить самого себя.
В мае он пригласил меня в Тарусу. Компания собралась
весёлая и шумная. Говорили и спорили о России, о её непростом пути и будущем.
Я слушал, боясь пропустить хоть слово. И вдруг Илья Бокштейн обратился ко мне:
«Сэнди, а ты, как считаешь, когда свершится чудо: Россия сбросит рваные,
грязные одежды и предстанет миру в своей наичистейшей и истинной красе?». Для
меня и, думаю, для всех вопрос, обращенный ко мне, был неожиданностью.
Воцарилась тишина, все смотрели на меня. Не помню, как долго я молчал. Ответить
можно было сразу, но что-то мешало высказать сокровенное, выстраданное. Я уже
тогда понимал, что государство, проводящее геноцид против собственного
народа, не имеет будущего, и его ждёт гниение и распад. После небольшого
замешательства я высказал эту мысль. Илья закричал: «Вот, слышите, что говорит
младенец. Здесь никогда не было, нет, и не будет свободы. Мы обречены на
медленную, мучительную смерть».
Точку в диспуте поставил Анатолий Михайлович: «Не правы ни западники, ни
славянофилы. Нельзя
264
идентифицировать власть и страну. Россия — великая
держава. Её нужно любить, в неё «нужно верить».
Выходные пролетели быстро. Перед отъездом Новогодний
предложил мне написать статью о «российских ликах» — о формировании личности в
русской культуре. Обещал, что она обязательно будет опубликована. Статью я
написал и передал ему. Но белого света она не увидела — Иванова и большинство
моих новых знакомых арестовали.
Меня с родителями несколько раз вызывали на Лубянку.
Приезжал дед. Куда-то ходил, с кем-то разговаривал. Я избежал ареста, всё
завершилось расписками, которые дали мои родители. Мама уволилась из школы и
стала заниматься воспитанием меня и моих братьев.
В шестьдесят втором мне вручили аттестат зрелости. Ни
золотой, ни серебряной медали я не получил — в аттестате имелись четыре
«четверки». Экзамены сдавал в МГУ, и поступил на первый курс филологического
факультета.
Казалось, всё успокоилось. Я — студент лучшего вуза
страны. Отчим защитил кандидатскую диссертацию. Ему предложили возглавить
научную работу огромного НИИ. В сентябре мама вышла снова на работу в школу.
С меня сняли все ограничения. Я мог свободно общаться с людьми, уже не требовалось
представлять их родителям.
В редкие выходные дни, когда отчим бывал дома, всей
семьей собирались на кухне. Мама пекла пироги. Мой отчим Валентин Васильевич
рассказывал о новых методиках восстановления здоровья и правильном образе
жизни. Я о политической ситуации в мире и о новинках литературы.
На занятия я ходил с удовольствием и гордостью. В
группе большинство ребят было из Москвы. Рита
Карпова, девчонка в которую я влюбился при первой
встрече, была из Перми, Таня Маклакова — из Витебска, а Вика Гольдбаум — из
Курска. Иногородним был и мой новый товарищ Витя Шепелев — родом из городка
Шепетовки, как и Павка Корчагин. Друзей и знакомых среди студентов университета
у меня было предостаточно. Со многими я познакомился на Маяке, а с некоторыми
на семинарах в политехе. Трудностей адаптации к новым условиям не испытал.
Меня захватил водоворот студенческой жизни. Было очень
интересно, но, главное, было ощущение новизны. Не было запаха обыденности,
застоя. Была интересная, настоящая жизнь. В нашей сравнительно небольшой
квартире всегда было много моих друзей и знакомых. Мама поила всех чаем с
жасмином, и с удовольствием принимала участие в наших спорах о литературе и
искусстве. Независимо от моего желания сложился кружок постоянных любителей
маминого чая.
О чём мы спорили и говорили? Да, обо всём на свете. Мечтали, что летом
будем ездить по глухим, забытым богом и людьми деревенькам, рассказывать
селянам о русской культуре, о нашей самости, способной пробудить в человеке
чувство прекрасного и помочь увидеть всю прелесть и красоту окружающего мира.
На свой восемнадцатый день рождения я пригласил массу
народу. Было шумно и весело. Поздно вечером, когда остались только любители
маминого чая, я прочитал друзьям так нигде и неопубликованную статью «Лики России».
Оказалось, что у многих есть готовые к изданию материалы. Наши размышления
о будущем России, как представлялось нам тогда, были новым словом в философии и
они должны быть обнародованы. Их следует издать, это новый
265
взгляд на отечественную историю, на проблему становления национального
самосознания. Но в стране цензура, а наши опусы явно противоречат основным
положениям исторического материализма.
После недолгого спора было принято решение начать
выпускать журнал. Сначала мы думали издавать его как орган студенческого
самоуправления. Ни деканат, ни бюро комсомола на первых порах не возражали
против нашей затеи. Трудности возникли при отборе материалов. Их забраковали и
не включили в первый номер. Тогда мы приняли решение идти другим путём. И в мае
выпустили альтернативный официальному журналу сборник статей.
Через два дня, 6 мая, меня, Шепилова и Бортни-кова
задержали на трое суток. Учитывая, что материалы, опубликованные в сборнике,
не призывали к свержению, существующего строя, мы отделались легким испугом.
Нас «всего лишь» исключили из комсомола и отчислили из университета. Моя
трехдневная отсидка на Лубянке сказалось и на родителях: отчима прорабатывали
на партбюро института и влепили строгий выговор с предупреждением, а маму
уволили из школы.
Из «подлой столицы» меня забрал дед, и вот я снова в
Горьком, в милом, любимом городе. Здесь живут мои друзья, здесь можно громко
говорить и смеяться. Это моя родина.
С мая по август 63-го я пытался опровергнуть марксистско-ленинскую
формулировку о том, что коммунизм есть высшая форма существования свободной
личности. В конце концов я сумел сформулировать нечто, что по форме напоминало
тезисы. В них я пытался дать оценку формам взаимодействия личности и
государства, общества и отдельной личности в условиях тоталитарного режима. Я
предлагал новую методику взаимодействия, которая могла бы, если не уничтожить,
то сгладить существующие противоречия между личностью, обществом и
государством, и повысить их обоюдную ответственность за будущее страны, народа.
Продолжать учебу не представлялось возможным — на меня повесили ярлык
изгоя. Руководство высших учебных заведений города, видимо, было заранее
проинформировано о моем неадекватном отношении к завоеваниям социализма.
Времени у меня появилась масса, и я подолгу занимался в библиотеке.
Перезнакомился с библиотекаршами. Несмотря на отсутствие допуска на получение
книг из спецхрана, девушки выдавали мне литературу, недоступную простым
смертным. Я прочитал Шопенгауэра, Струве, Франка, Шпета, Леонтьева, Фрейда,
Бердяева и много другого.
К концу 63-го года я (и это без бахвальства) мог
свободно дискуссировать с членами горьковского общества философов. Помню, как
на лекции в доме ученых оппонировал товарищу Мишину. Высказанные мной мысли
поддержал Осокин, он подчеркнул, что полностью согласен с утверждениями об
огромном значении мифа в формировании общественного сознания и знака в выборе
и установлении временных и пространственных координат.
В августе я познакомился с Колей Бычковым, приехавшим
в Нижний Новгород из Тулы. Он мечтал поступить в университет, но не прошёл по
конкурсу и устроился на завод. В свободное время Николай занимался изучением
философии.
Мы подружились. Ему импонировала моя открытость и нетерпимость к
представителям рабочей аристократии. Он был первым кого я познакомил с результатами
проделанной мной работы. Некоторые положения он отверг, как
266
недоказуемые, но это не ме¬шало нам, ночи напролёт, моделировать возможные варианты развития политической ситуации в стране. А вскоре к нашим ночным бдениям присоединился Миша Капранов, учившийся на третьем курсе ист-фила.
Независимо от наших желаний круг знакомств разрастался. Чаще всего мы собирались на даче мое¬го деда. Спорили о литературе, политике. Говорили о создании альтернативной комсомолу молодёжной организации. Полагали, что это повысит активность молодёжи, сделает её действительно двигателем про¬гресса.
В конце октября мы приняли решение: считать наши собрания подготовительным этапом в работе по созданию независимой общественно-политической организации «Союз Русской Молодежи». Но всё нео¬жиданно оборвалось — нас арестовали. Спасти от тюрьмы на этот раз даже дед не смог, и я на два с половиной года был отправлен в Мордовию, в Дуб-ровлаг.
Освободился в мае 1966 года с чёрной отметиной антисоветчика. Через полтора года, чтобы не мешал¬ся под ногами, меня посадили опять. И статью ведь подобрали — сто семнадцатую, за изнасилование. Но воры спасли, не дали опустить. Спасибо большое!
Джунгли, я твой должник. Портной, память о тебе я сохраню до конца дней моих.
Из моей жизни вычеркнули четырнадцать с по¬ловиной лет. Начинать надо было всё сначала. Год я скитался по вокзалам и электричкам. Только пос¬ле нелегальной поездки в Москву, на приём к секре¬тарю ЦК Капитонову, жизнь более менее нормали¬зовалась. Я работал и учился. Было очень трудно,
хотелось всё бросить. Спас эгоизм и себялю-
решение прокуратуры о моей полной реабили¬тации.
Живу я в Нижнем Новгороде. На пенсии. Денег не хватает. При¬ходится подрабатывать.
Задумку Липы рас¬сказать о времени, о людях и о себе поддер¬живаю. Думаю, если
каждый из нас оставит
после себя несколько Александр Ковбасюк
страничек воспомина¬ний, то вряд ли кто-нибудь осмелится переписывать историю. Это нужное, полезное дело. Да не оставит тебя, Липа, Г-сподь. Спасибо тебе.
* * *
А я продолжаю повествование о днях отрочества...
Отсутствие Колбасы в нашей весёлой и дружной шобле не удержало нас от дальнейших поисков при¬ключений, и мы продолжали совершать «подвиги».
К середине зимы 1960 года, когда весь советский народ вёл сознательную работу во имя окончательной победы социализма в СССР, мы — пацаны, жившие около стадиона «Динамо», сбились в довольно значительную шоблу «наших» (на литературном языке это будет — в преступную группировку несовершеннолетних).
248-256 257-266 266-285