216-223
ТЕТРАДЬ ДЕВЯТАЯ
Дорогой читатель! В
предыдущей тетради я рассказал тебе о Мертвом море, о том, как я отдыхаю на
его побережье. Часы моего отдыха всегда сопровождается уединением, когда я
размышляю и вспоминаю.
Память, бывает, будоражится в моменты радостного
застолья... Вообще-то в Израиле почти все много и тяжело работают. Но зато
очень хорошо отдыхают. Один из самых популярных видов отдыха израильтян — это
выезд на шашлыки.
Так называемые светские
евреи, не очень-то соблюдающие религиозные традиции, как правило, в субботу
выезжают за город, в лес или на побережье Средиземного моря и готовят там
шашлыки, которые и поедают, запивая кто чем. Также праздничные дни Лаг ба-Омер
и День Независимости отмечаются израильтянами обычно около мангалов.
9 апреля 2005 года я был приглашен на шашлыки по
случаю 50-летия моего иерусалимского друга Вевла.
В одиннадцать пополудни Вевл забрал меня из моего дома
и где-то через двадцать минут мы были на горе Кеннеди. Да, в Израиле многие
горы имеют названия, этой же горе дали имя в память об убитом президенте США
Джоне Кеннеди. Здесь же расположен мемориал, где рассказывается о жизненном
пути президента, о его трагической гибели, о том, как много он сделал для
евреев и Израиля.
217
По всей территории Израиля существуют особые зоны
отдыха, оборудованные деревянными столиками и скамейками, специальными
металлическими подставками для мангалов, урнами, местами для разведения
костров, автомобильными стоянками и, конечно, в дни отдыха израильтян эти зоны
охраняются полицией и армейскими патрулями.
Когда мы с Вевлом приехали на место, то компания
приглашенных была уже в сборе.
Алекс, полицейский, жарил шашлыки, у него был
свободный от службы день.
Поставив машину на стоянку, мы с Вевлом перепрыгнули
через невысокий, но широкий бордюр, огораживающий зону отдыха (это необходимая
мера противопожарной безопасности, такими же камнями огорожены места для
костров). Местная зона отдыха — это несколько сот метров по периметру, под
больши-
218
ми красивыми соснами и кипарисами, разбросанными от
макушки горы до самого ее подножия. Через просветы между стволами можно
любоваться красотами Израиля в так называемой «зеленой зоне».
На крохотном клочке еврейской Святой земли есть и
вечнозеленые лесные массивы, и пустыни, и альпийские луга, и черноземные
пойменные поля, и заповедные саванны, и горные водопады. А еще воды
Средиземного и Красного морей, омывающие границы страны с юга и запада. Все достопримечательности
не исходить и не изъездить за годы.
Так что шашлыки — это, с одной стороны, услада телу, с
другой стороны — душа растворяется в красотах окружающего пространства, от
чего происходит подпитка духовных сил человека.
Дорогой читатель, ввиду того, что в этой тетрадочке я
рассказываю о некоторых «пикантных» вещах, то многие имена персонажей моего
рассказа изменены, а фотографий почти не будет, только рисунки.
А так очень интересно: земля
— Святая, природа — божественная, а люди.
Конечно, в основном, нормальные, приятные, тем не
менее, затесалась в ту компанию, скажем, дама из вчерашнего Советского Союза,
так называемая «совковая». Куда деваться? Как увидел и узнал я ее, то только
слегка кивком головы поздоровался — и на другой край стола, подальше от нее.
Буквально за несколько дней до этой встречи был у меня
с Геней (так назовем эту дамочку) телефонный разговор. Она мне позвонила и
начала:
— Липа, твой сын Довид дружит с моим Лейбом. Он,
Довид, очень плохо влияет на моего сына. Учит его делать отмычки и открывать
замки. Я не знаю, чем это может кончиться, не знаю, что и где уже украл твой
сын. У меня на приеме был наш земляк —
горьковчанин Кафимана*, он очень много мне рассказывал о тебе. Он всё про тебя
знает, он убедил меня в том, что ты приехал в Израиль по заданию КГБ. Я
придерживаюсь его наставлений — и не желаю, чтобы твой сын дружил с моим!
От последних слов я рассмеялся и в трубку произнес:
— Да здравствует дружный и нерушимый Союз Советских
Социалистических Республик, если живы такие люди, как ты и Кафимана, и у них
язык болтается, как маленький хрен в большом презервативе. Мне все ясно.
Советская зараза злословия еще жива, с чем я тебя и поздравляю.
Для
справки:
Геня пришла в неофициальную синагогу «Липы Грузмана»
на улице Свердлова поздней осенью 1990 года. Вначале она побеседовала с
«равином»-земля-ком о возможности в Советском Союзе оформить религиозный
развод с первым мужем — евреем (со вторым, неевреем, она уже оформила развод в
народном
суде).
Геня — врач. Первый ее муж — тоже врач. Прожила она с
ним пару лет и родила от него девочку. По настоянию матери мужа, которая
считала, что Геня — бешеная, первый муж дал пинка некогда возлюбленной
однокурснице и женился на другой, тоже еврейке. Геня же назло «чокнутому мужу» вышла
за русского, простого деревенского шофера и в скором времени родила от него
сына Лейба. Но и брак с шофером тоже немного погодя распался.
219
Подошло время, когда евреи
начали бежать из нерушимого Советского Союза. Геня с двумя детьми тоже стала
оформлять документы на выезд, но первый муж
220
никак не хотел подписать
«Уполномочение» на получение развода в израильском раввинатском суде. В результате
она, Геня, теряла возможность получать в Израиле пособие на двоих детей как
мать-одиночка. Также она имела намерение найти уже в Израиле нормального мужчину,
«не бешеного», и построить с ним новую семью.
В общем, ко мне пришла просьба от «равина-зем-ляка»,
чтобы я встретился с первым мужем Гени и как-то повлиял на него, дабы он
подписал необходимый документ.
Через день, с утра пораньше я пришел в дом к этому
обделенному судьбой молодому мужчине-еврею. Хозяин квартиры открыл дверь сразу
после моего звонка. Увидев меня на пороге, он взял стоящую в углу щетку и, ничего
не говоря, начал колотить меня ею. На четвертом ударе палка сломалась. Уже
оставшимся заостренным концом «бешеный» попытался ударить меня в живот. Но
тут во мне сработали инстинкты, приобретенные в юности. Удар палкой в живот я
отбил, а «бойца» одной рукой взял за грудки и, подняв над полом, прижал к
стене со словами:
— Гаденыш, я пришел к тебе поговорить, бить я тебя не
собираюсь, в тебе веса, как в кролике, и твой скелет скручен проволочками. Как
можно быть таким идиотом и нападать на человека, тем более если ты видишь, что
он тебя прибьет одним ударом? Скотина, что ты сейчас сделал? Придешь ко мне в
синагогу и как миленький подпишешь бумагу! От тебя не убудет, а твоя бывшая
жена будет от тебя свободна, так же, как ты от нее, а еще она получит какие-то
деньги от Государства Израиль на твоего ребенка, которому ты не хочешь помочь.
На следующий день я отдал Гене подписанный ее первым,
«бешеным» мужем документ. И вскоре она уехала в Израиль.
221
А у меня начались проблемы — второй Генин муж, шофер,
стал приходить ко мне по ночам, сильно пьяный, и произносил примерно один и
тот же монолог:
— Липа, а как в Израиле живут моя жена и сын? Я ведь
остался один со старыми родителями. Знал бы, что так случится, ни за что бы на
еврейке с ребенком не женился! Четыре года я с ней, бешеной, жил. И сейчас мне
очень плохо. Детей я любил и люблю. Родители — старые. Семьи — нет. Она,
Генька, конечно, бешеная, но она мать моего сыночка.
Эти неожиданные ночные визиты продолжались почти до
самого моего отъезда в Израиль.
А в Иерусалиме рядом с моим
домом, по соседству, как оказалось, живет моя землячка Геня со своим новым
другом и с сыном Лейбом. Мой Додик подружился со сверстником-земляком. Старшая
дочка Гени жила с бабушкой, и мамочку почему-то не хотела видеть.
А жизнь шла. И вдруг тот телефонный звонок, о котором
я уже рассказал.
Ладно, поговорили и расстались — но вдруг выяснилось, что эта Геня
является двоюродной сестрой Вевла, который до репатриации жил в Чебоксарах.
Вначале в Израиль приехал он, а через пару лет — его жена с сыном. В Чебоксарах
я бывал много раз, и там у меня жили и живут друзья.
Вот таким тесным и маленьким оказался для меня мир 9
апреля 2005 года.
А празднование юбилея началось сразу после нашего приезда. Первый тост —
за Вевла, он музыкант, который чебоксарские дубовые рощи и плантации хмеля
поменял на Иерусалимский лес и плантации цитрусовых
222
Мы с Геней по разные стороны стола, и я надеюсь
догулять, доотдыхать, не связываясь с ней. Гости шашлычного застолья почти все
знают меня как сапожника.
Идет процесс пережевывания кусочков зажаренного на
углях мяса с запитием проглоченного. Что-то говорят о моих книгах, о том, что
было в России, что происходит здесь.
Вскоре подъехала еще тройка машин — с гостями из
Хайфы. Это припозднились из-за дальней дороги друзья-земляки Вевла по
Чебоксарам. И какая-то израильская семейная пара уже солидных людей тоже
подъехала к нашему праздничному столу с дивными шашлыками.
Алекс-полицейский в этот день выполнял функции
шашлычника и возился у мангала, готовя все новые и новые порции шашлыков.
Вдруг от приехавшей из Хайфы компании отделяется один
из мужиков (назовем его Леня), подходит ко мне, жмет руку и говорит:
— Я
тебя знаю, ты — Липа из Нижнего Новгорода. Я к тебе в синагогу вместе с Шерцем
приезжал. Нас тогда из Чебоксар целый автобус евреев приехал посмотреть, что
это вообще такое — синагога. А еще раньше ты у нас побывал.
Ошарашенный услышанным, я быстро пустился в «обратный
путь» по своей «дороге памяти» и тут же ответил Леониду:
— К вам в Чебоксары на собрание
еврейского общества я приезжал 13 апреля 1997 года, а ваша делегация была в
Нижегородской синагоге в самом конце августа того же года.
В моем сознании еще раз промелькнула мысль: «Как же
крохотна эта планета, и как же тесен этот человеческий мир.»
223
Пошли воспоминания о жизни в Чувашии, где я почти весь
1976 год прожил прикомандированным специалистом, уезжая в Горький только на
выходные.
А между разговорами и воспоминаниями — шашлык, водка, коньяк, шашлык,
сок, коньяк.
В эти минуты застолья слова Максима Горького: «В жизни
всегда есть место подвигу» — подтвердились.
Друзья-израильтяне Вевла (Габи и его жена Орна) с малых лет жили в
строгой еврейской ортодоксальной традиции. Но в последний год они почему-то
перестали ходить по субботам в синагогу и начали ездить на своей машине — это
подвиг. Наоборот, в Израиле есть люди, которые, живя до определенного момента
«по-светски», вдруг начинают скрупулезно выполнять талмудические предписания,
зомбируясь от выполненных заповедей в одно им понятное блаженство
бого-послушания — и это подвиг.
И вот уже отступивший в какой-то степени от
религиозного закона Габи присоединяется к нашей тройке, то есть ко мне, Леониду
и его жене Лене со словами:
— Переведите на иврит, о чем вы говорите, мне интересно,
но сначала выпьем!
Леонид рассказывал о своей жизни, когда он служил в армии, точнее в
войсках МВД и был инженером-электронщиком в до боли знакомых мне исправительно-трудовых
учреждениях.
Мы выпили по чуть-чуть, по израильским нормам, так как
разливал Габи. Конечно, для нас, «русских», несколько капель коньяка ничего не
значили, и Леонид уже хотел рассказать о себе на иврите. Но Габи, взяв со
стола кусок красивого, пахнущего, сочного свежеподжаренного мяса, вдруг
испуганно бросил его в мусор.
206-215 216-223 224-228