Tel: 972-544-889038
|
293 - 318 И еще в один из августовских дней работал я у Ицхака. Через десять минут после того, как я занял свой уголок, к Ицхаку в очередной раз подошла Ира. Один российский муд- рец в старые времена сказал, что в стране есть две беды: дура- ки и дороги. А в Иерусалиме, говорит старый бухарский са- пожник дядя Боря, есть две беды: дураки и придурки. Придурочная Ира подошла к Ицхаку разболтанной поход- кой и изложила свою обычную просьбу: — Дай мне пять шекелей — я сегодня еще ничего не ела! А вообще-то ты должен мне десять – вчера-то я не подходила, вот ты и сэкономил на мне! Последние слова Иры привели Ицхака в такое замешатель- ство, что поначалу он не мог ничего ответить. Потом, заглянув в жестяную баночку-«кассу», убедился, что у него нет мелочи. И, как бы извиняясь, мягко произнес: — Ира, я не могу сейчас вам дать деньги, у меня нет мелких монет. Пожалуйста, подойдите попозже, я обязательно дам вам пять шекелей. Ицхак отступил от придурочной бабенки на шаг в сторону — уж очень от нее пахло давно не мытым телом и нестираной одежкой. Ира, заметив это, фыркнула: — Ну да, ну да, сытый голодному не товарищ — правильно в России говорили. Найди для меня деньги сейчас, займи у кого- нибудь — мне очень нужно. Я тебе потом отдам целый миллион. Эта речь меня так рассмешила, что я спросил ее, улыбаясь: — Мадам, а где вы потом возьмете целый миллион? Зара- ботаете? Или он с неба упадет? Ты бы, барышня, сначала в ба- ню сходила, помылась, постирала свое тряпье — ты же эколо- гически опасна, ты людей одним запахом отравить можешь! — Мужчина, не ваше дело! Не лезьте в мою личную жизнь! Я разговариваю с вашим хозяином, и не встревайте! Ира раздраженно надула губы и опять набросилась на Иц- хака: — Тебе трудно пять шагов пройти и деньги у часовщика разменять? Или у помощничка твоего занять? У меня нет ни- какого желания к тебе еще раз подходить! 294 Тут уж даже деликатный Ицхак не выдержал и выпалил: — Я кто вам, Ира? Отец, муж, брат? У меня с малых лет есть внутренняя потребность помогать бедным, но это не зна- чит, что я обязан это делать по отношению к вам все время! Вот послушаю совета Иессы – буду целый месяц откладывать деньги на бедных, а в конце месяца отнесу их в какую-нибудь синагогу. Ваше поведение мне очень неприятно! Никакой ра- дости мне ваши визиты не доставляют. Зачем мне выслуши- вать грубости? — Я уже говорила, могу повторить: сытый голодному не товарищ. Схватив четыре Бог знает чем набитых пакета, ею же по- ставленных на топчан, Ира помчалась попрошайничать на другой объект. Уйти-то она ушла, а вонища, которую она источала, оста- лась. И я сказал Ицхаку: — Смотри, как человек извергает зловоние, и физическое, и духовное! Ее уже здесь нет, а мы все еще ее чувствуем. Плюс к этому — у тебя, Ицхак, теперь плохое настроение. Мне-то на- плевать, у меня с годами по отношению к таким людям душа бронзовой патиной покрылась, так что я не поддаюсь. А ты будешь переживать целый день, а то и на вечер останется… Нужно слушать твоего отца — старого сапожника дядю Бо- рю. Он же говорил нам: «Если человек долгое время водится с дурными людьми, в конце концов он сам наполняется сквер- ной…» Так что — делай, как говорит твой отец: никогда не давай Ире денег и не разговаривай с ней. У меня такие люди, как она, только омерзение вызывают. В моем родном При- волжске тоже частенько попадались такие; по-сапожному го- воря, они гадят в руки, которые их кормят. Дай-ка я пойду на улицу, подышу свежим воздухом, пока Ирина вонища не выветрится! Ицхак, кивнув, сел за швейную машину и стал строчить по- рванную школьную сумку, а я вышел на солнечную сторону улицы. Иерусалим пел под аккомпанемент уличных музыкантов, которые расселись в полусотне метров один от другого. Эти 295 талантливые люди никогда не оставляют центральные пеше- ходные улицы без музыки и песен… Рядом со мной на «своем месте» распевал иерусалимский уличный бард Юрий. Около него столпились прохожие, среди которых были резервисты «русского батальона» и несколько девчонок в форме военной полиции. На улице чувствовалось зловещее дыхание Второй Ливан- ской: «русские» мужики, прошедшие Афганистан, Сумгаит, Фергану, Чечню — надели военную форму и взяли в руки оружие. В районы боевых действий их не пошлют — возраст! — и они несут службу по охране городов Израиля. Пока война не кончилась, любой город, увы, может стать полем боя. Некогда родной для них автомат Калашникова, может быть, уже в эту ночь, начнет раздавать свои смертельные «гостин- цы» — в том числе и тем, у кого еще сохраняется гражданство России. Правда, есть надежда на то, что вся ближневосточная бандитская рвань, вооруженная легендарными автоматами, побоится воевать с «русскими евреями». В Хевроне Авраам Шмулевич с небольшой группой своих соратников держит «в узде» всю арабскую часть города. Там они, арабы, только уст- раивают демонстрации, но стрелять в поселенцев опасаются, боятся ответного удара. Возле поющего по-русски барда я встретил израильскую поэтессу Рину, которая шла в Общинный дом. Она была очень сильно взволнована. Печаль, засевшая в чертах ее красивого лица, говорила, что она переживает не первый день. — Иесса, я возвратилась из Хайфы. Проводила поэтические вечера для раненых солдат. Я сильно переживаю с самого на- чала этой ужасной войны, она проходит прямо по моему серд- цу. Ума не приложу, что я еще могу сделать для наших маль- чиков? Мне кажется — всего, что я делаю, мало. Они же от- дают молодые жизни и силы за нас с тобой, за нашу страну, за наш народ. Я не нахожу себе места, не ем, не сплю — как же так: опять мировое злодейство обрушилось на наши города и поселе- ния… Когда же они перестанут выплескивать на нас свою 296 обозленность на земную жизнь? Ну хочется поскорей издох- нуть, чтобы попасть в рай, — дохните, мы-то тут при чем? А мир все равно поставляет вооружение самым жестоким диктаторам человечества и наукообразно называет это «геопо- литическими интересами». Любому диктатору готовы продать любое оружие! А те накормят, обучат, вооружат всяких нелю- дей, вроде «Хизбаллы» и натравят на нас… Я просто обессилена от переживаний за наших мальчиков и за несправедливость по отношению к нашей стране! Нам нель- зя молчать! Ты тоже должен написать об этих ужасных днях. Может, хоть кто-то поймет, что над нами издеваются уже две тысячи лет! И я буду писать об этом, обязательно буду! Мимо, торопясь, как всегда, пробегала Люба. Увидев меня, просияла доброй улыбкой и выпалила: – Иесса, мне только что сынуля звонил. Говорит, что ему выдали другие ботиночки – и с вашими стельками они совсем не натирают ног. Вы с Ицхаком сделали отличные стельки! Наша семья вам очень благодарна. Будьте здоровы! * * * День тянулся за днем. Пожарище после обстрелов севера Израиля тушили. Наши сухопутные части, вошедшие в Ливан, делали все, чтобы додавить берлоги и норы засевших там «хизбаллонов». На улице уже смеркалось, когда я занял свой уголок в мас- терской Ицхака. Мне нужно было поменять каблучки на очень элегантной паре женских туфелек. Сапожник-профессионал всегда сначала думает, особенно когда предстоит ювелирная работа. Вот и я сел размышлять над этой парой каблуков, и вдруг по сознанию ударил печаль- ный голос Ицхака: — Иесса, а ведь тот парнишка, Любин сын, которому мы стельки делали несколько дней назад, — он погиб… Лежащие передо мной каблуки куда-то поплыли. Перед глазами был туман, через который пробивался голос Ицхака: — Ко мне сегодня подошел Володя, отец мальчика, и пове- дал о нашем еврейском горе. 297 Где-то за туманной поволокой мелькнула радостно улы- бающаяся Люба: «Не трут ему ботиночки, не трут…» Ицхак снова замолчал, было слышно только стрекотание швейной машины, за которой он работал. Мои руки привычно бруссовали кожаные обтяжки каблу- ков, шкурили, промазывали клеем, присаживали их на место, а перед глазами все стояла счастливая еврейская мама: «Вы с Ицхаком сделали отличные стельки. Наша семья вам очень благодарна!» Нет, не мог я продолжать работать — сердце «встало попе- рек горла», и я решил пойти к Стене Плача. Ицхаку сказал: — Давай я завтра доделаю работу, приду рано утром… — Я тоже скоро ухожу, я не могу работать — послышалось сквозь журчащее постукивание швейной машинки. * * * Сколько сердца, сколько души вложил я в тот день в свою молитву: «Господи, защити нашу страну! Дай моему сыну и всем ев- рейским мальчикам и девочкам вернуться домой невредимы- ми! Уже более сотни молодых жизней отдано за родину. При- близь к себе их души! Есть ведь и такие, кто прямо с поля боя поднялся в небеса, защитив своей грудью Эрец Исраэль, свою страну. Довольно, хватит! Спаси, Владыка Вселенной, тех, кто жив, кто лежит, раненый, в госпитале, кто идет сейчас в атаку, — всех их спаси!» Окончив молиться, я отошел от Стены плача и огляделся. Недалеко от меня неумело шевелил губами протрезвевший Пряник. Блестело потное лицо моего соседа Валеры, оба сына которого были в эти дни в Ливане. Подавали милостыню бед- няку Цадия и его сын Ашер… Несколько военных и экзотиче- ски одетый поселенец со старым «Узи» за плечами, прижались к Стене... 298 На женской половине виднелась тонкая фигурка поэтессы Рины, которая обняла еврейскую женщину с опухшим от слез лицом. Прижалась к Стене, как к маме, Инна из "Мистера Квика". А рядом с ней продавщица цветов Ирит просит у Бога, чтобы скорее воротился с войны ее непутевый Орен… Ашке- назки и сефардки, уроженки страны и недавние репатриантки, дамы в бриллиантах и простенько одетые поселенки – все они одинаково просили у Господа мира. И чтобы их мужья, жени- хи, братья, сыновья вернулись домой – опаленными невзгодой, но живыми. * * * Время катится вперед, оставляя прошлое в тумане памяти. Прошел год после окончания Второй Ливанской. Мой младший сын Довид благополучно пережил дни войны, а ско- ро вообще снимет военную форму, и командир его базы вру- чит ему знак участника военной кампании. Но сколько тяжких жертв собрала эта война! Я — Иесса, иерусалимский свободный сапожник, был одним из многочис- ленных участников траурной церемонии — Дня памяти Фи- липпа Муско, погибшего в Ливане за шесть дней до окончания боевых действий. По-русски это называется година. Да, прошла она, эта горькая година в жизни его отца Воло- ди, матери Любы и сестры Кати — она сейчас тоже солдат Армии обороны Израиля, каким был и ее погибший брат. Эта година — первый год в коренном переломе жизни всех, кто пришел на военное кладбище Иерусалима. Сотни друзей, знакомых, близких, родных, братьев по ору- жию, сослуживцев, одноклассников, соседей, жителей не- большого израильского городка Маале-Адумим — у всех ги- бель еврейского юноши, двадцати одного года от роду, кото- рый родился в России, носил русское имя Филипп, читал рус- скую классику и погиб от разрыва русской гранаты РПГ-29, остается прижизненной раной в душе и сердце… Часть третья
САПОЖНЫЕ ШПИЛЬКИ
байка о "новорусском" художнике байка о язычнике профессоре и его пастве байка о шаме и его шайке
И сказал один мудрый человек: «МЫСЛЬ, В ОТЛИЧИЕ ОТ ЧЕЛОВЕКА, МОЖЕТ ЛЕГКО ПЕРЕМЕЩАТЬСЯ НА «МАШИНЕ ВРЕМЕНИ» – ИЗ НАСТОЯЩЕГО В ПРОШЛОЕ И ОБРАТНО…» Сапожное ремесло – оно усидчивости требует. И обычно – какую работу первой принесут, такую же и вторую, и третью подкидывают. Один врач знакомый сказал, что у них тоже так – то сплошные переломы везут, то одни аппендициты опери- ровать приходится. Вот сидишь, меняешь подошву у одного ботинка, второго, третьего – скучно от однообразной работы делается. Одно тут спасение: пока шпильки в обувку вбива- ешь, поговорить – либо с заказчиком, если разговорчивый по- падется, либо с другим сапожником, если вместе работаем. Байка за байкой – и не заметил, как работа-то и переделана. Я и послушать люблю, особенно когда рассказчик весе- лый попадается, и сам рассказать – всегда найду что. И вам расскажу, если слушать (верней, раз это на бумаге изложено, читать) готовы. Байки есть байки, много в них напридумано, однако фак- ты – прямо из жизни взяты. Знаю, с трудом в Иерусалиме в такое верится – однако всё так и было. 303 БАЙКА ПЕРВАЯ. О "НОВОРУССКОМ" ХУДОЖНИКЕ
жаркий июньский день работали мы втроем в одной иерусалимской сапожной лавчонке… Как-то получилось так, что пришел к хозяину той «сапож- ки» его дальний родственник – молодой бухарский еврей по имени Ави. Имя же самого хозяина, у которого я иногда под- рабатываю, уже известно читателю: Ицхак. Бывает, что в такие минуты, согнувшись в классической «позе сапожника», мы ведем беседу о том да о сем, а иногда о своем родном сапожном ремесле, обучая молодого Ави нашим «премудростям»: П-образному шву, прошивке «по-китайски», брусовке заплаток. Вдруг Ицхак обратился ко мне: – Дорогой наш братан Иесса – иерусалимский свободный сапожник, порассказывал бы ты нам, своим друзьям- башмачникам, как живут люди в «новой России»? Всего трой- ка дней прошла с тех пор, как вернулся ты оттуда в наш Свя- той Иерусалим. Мне-то самому еще и тридцати лет не было, когда я уехал из Советского Узбекистана, а вот Ави вообще только десять лет исполнилось, когда почти все бухарские евреи покинули родные места, в коих жили чуть не десяток веков. «Русские», присланные к нам в Узбекистан из больших городов, казались нам очень-очень интеллигентными, прямо джентльменами: учителя, врачи, инженеры, музыканты, ху- дожники, партийные руководители. Конечно же, не все эти люди были русскими – среди них встречались татары, евреи-ашкеназы, украинцы, немцы, бело- русы, но мы всех приезжих называли «русскими». А вот как сейчас русские, простые русские живут? Ави поддержал Ицхака: – Вы, Иесса, очень интересно рассказываете разные исто- рии. Написали несколько книг, я читал, и работаете вы иногда сапожником – только для души. Знаю, что рисовать Вы умее- 304 те, и рисунки ваши продаются в Старом городе. Я бы хотел узнать, как это вы так многому научились, всё умеете делать – это очень занимательно: сапожник – и еще писатель, слесарь, ювелир, столяр и плотник, штукатур, в общем – человек «зо- лотые руки». – Ну что ж, друзья мои! Раз уж пошел разговор обо мне и моих рисунках, то вначале я напомню вам русскую поговорку: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Несколько годков назад был я в своем родном Приволж- ске, занимался изданием очередной книжки. И моему редакто- ру вдруг в голову мысль творческая залетела. Он и говорит: – Присса1, ты уже в городе знаменит стал не как сапож- ник, а как писатель. Я думаю, нужно бы твою новую книгу еще и проиллюстрировать. Хотя бы пяток рисунков простень- ких сделать. Сам понимаешь, иллюстрации делают издание более привлекательным. Ты же многих нашенских, городских художников знаешь. Кто-то из них возьмется за сотрудничест- во с тобой… Задумался я над словами редактора – и решил, что он прав. Нужно делать иллюстрации. Что ж, как говорится, сказано – сделано. На следующий день позвонил я своему хорошему знакомому – художнику Володе Смирнову и сразу обратился с просьбой: – Володя, дорогой, выручай в очередной раз! Редактор хо- чет, чтобы в моей книге были иллюстрации. Это и рекламой тебе послужит, и насчет денег – сам знаешь, я в самые голод- ные годы был твоим хорошим заказчиком и всегда платил за работу, не торгуясь. Слышу по голосу, что художник обрадовался возможно- сти встречи со мной и шансу «себя показать», да и подзарабо- тать чуток. 1 Присса (Приволжский свободный сапожник) – так меня зовут там, в России. 305 Пригласил Володя меня к себе домой. Поймал я такси и буквально через пятнадцать минут уже сидел рядом с масте- ром, который тут же начал работать. Разговорчики разные, чайку попили, о жизни потолкова- ли, а Володя от работы не отрывается. Немного времени про- шло – и получились иллюстрации, хорошие, мастерски- профессионально выполненные… Еще бы! Владимир Смирнов – один из лучших художни- ков города! Его работы в жанре «Цветы» – самые что ни на есть интересные. Сам Брыско из его, Володиных картин целую галерею домашнюю составил. Он, Брыско, очень важное должностное лицо в Приволжске был, а сейчас в стольном граде Москве карьеру делает. Не могу сказать, как мне Смирнов угодил. Я в долгу не остался, тут же расплатился с художником и отнес иллюстра- ции к редактору. Вскоре книжица моя увидела свет. И я радовался, и все мои друзья тоже – книга заиграла, преобразилась. * * * …Год жизни пробежал, как один день. И вновь я на пол- тора месяца приехал в родные пенаты, и рукопись новой книги привез с собой, и эскизы для иллюстраций. Даже не встречаясь с редактором, пришел я к Володе Смирнову с очередной просьбой: мол, живу я в Иерусалиме, и одолела меня там страсть – описать всё, что когда-то было в моей жизни и в жизни моего поколения. Вот – еще одна, оче- редная книга готова, только иллюстрации требуются. А появился я в доме Володи, будучи уверенным: коли в первый раз он меня не подвел, то уж во второй и подавно вы- ручит, тем более, что гонорар я сразу плачу. По тем временам Россию-матушку все еще «перестроечные судороги» били. Художникам холсты, подрамники и краски купить не на что было. А тут я, друг и платежеспособный заказчик… Я к художнику обращаюсь: 306 – В прошлый раз за три рисунка, это был час твоей рабо- ты, я тебе пятьдесят долларов уплатил. Сейчас за семь иллю- страций должен примерно сто двадцать отдать. Но ты меня знаешь – я к твоему труду очень уважительно отношусь. По- этому за иллюстрации сто пятьдесят долларов готов выло- жить. Чтобы у тебя, художника, на душе было спокойно, ос- тавляю задаток – пятьдесят «зеленых». Так что – твори, Владимир! А я через день позвоню, на- значим время встречи – и заскочу за заказом, тогда и распла- чусь с тобой полностью. Цена-то – нормальная; сегодня в Рос- сии люди за такую деньгу целый месяц готовы вкалывать, так что я тебя, вроде, не обижаю. – Ох, Присса, – говорит мне Володя, – как хорошо, что ты обо мне вспомнил, к другому художнику не пошел! А с полти- ной зеленой1 – ты меня просто спас. Неделю пью, понимаешь, не могу остановиться. Сегодня всего трясет с похмелюги, а денег, чтобы хотя б сто граммов проглотить, нет. Сейчас вый- ду за бутылкой, выпью в последний разок, а завтра буду, как стеклышко, и за твои иллюстрации примусь. Не волнуйся, все сделаю, как родному! Эскизы я оставил, «зелени» художнику подсыпал. День да ночь – сутки прочь. Звоню Володе Смирнову, как уговаривались. Звоню – а трубку никто не берет. Через часок еще раз зво- ню – опять молчок. Еще раз набираю – и снова одни гудки. До позднего вечера несколько раз звонил я в квартиру Смирнова – и всё по нулям. На следующий день та же картина: я звоню – а никто не отвечает, молчок – да и все тут. Неспокойно, знаете, на душе у меня стало, даже ночью плохо спал, какие-то кошмары сни- лись: не случилось ли с моим другом чего дурного… С утра пораньше бегу к другу-телефону, снова набираю Володин номер. На секунду влетела в мое сердце радость: те- лефонная трубка была поднята, и услышал я художниково «Алло!» 1 Пятьдесят долларов (сленг.) 307 Я радостно кричу: – Володька, доброе утро! Это я, Присса!.. И слышу я, как друг резко кладет, а вернее – бросает трубку на рычажки аппарата… От наглости такой и неуважения заныло мое сердце. Так, с ноющим сердцем, и подкатил я к дому Смирнова. Нажал на кнопку дверного звонка и жду, когда мне хозяин дверь отво- рит. Но тут опять заминочка вышла. Мелькнула темнота в дверном «зрачке», а потом пьяный-распьяный голос из-за две- ри говорит: – Ну что ты, б…дь, ко мне пристал? Некогда мне твоими иллюстрациями заниматься! И вообще, мне Брыско заказал картину на тему «Цветы» и сказал, чтобы я тобой не занимал- ся. Но я всё равно нарисую тебе, что велено. Завтра приходи, в это же время, да гонорар не забудь. А насчет Брыско и Кин- даренко – я их, наверное, пошлю подале, потому что они твоими недругами стали. Хотя может мне это и боком выйти. Здесь творчество каждого художника кто-нибудь да курирует. Дерьмократия у нас. Это словечко уже «родным» в русском языке сделалось. Развернулся я от двери художника-пропойцы и пошел к своему редактору. Объяснил ситуацию: так, мол и так, бывает такое, сами знаете, с творческой интеллигенцией – как напа- дет на кого-нибудь из них запой, так уж и ничего хорошего от такого «таланта» ждать не приходится… Послушал меня редактор и говорит: – Да и не нужно было Вам к «великому художнику» об- ращаться. Есть же в городе детские художественные школы. Тамошние ученики-подростки без придуривания все бы нари- совали. Иллюстрация – это не картина для выставки; чем про- ще она прорисована, тем приятнее на книжной странице смот- рится. Так что обратитесь-ка лучше туда. Денег много пацаны не запросят, а уж матом – точно не пошлют. Послушал я своего наставника – и направил свои стопы в специальную художественную школу для глухих и слабослы- шащих детей. Но по дороге, чтобы всё по-порядочному было, 308 зашел все же к Смирнову, чтобы от его работы отказаться. Я договор заключал – я его и расторгаю. На этот раз Вовка меня в дом пригласил и даже две иллю- страции предъявил со словами: – Вот тебе часть заказа, для книжки они прекрасно подой- дут. Но с оплатой – я планку поднял. Ты гонорар за книгу ох…ный получишь, а у меня восемь месяцев за коммунальные услуги не плачено. Кстати, о том, что я на тебя работаю, уже узнали «сильные города сего» и еще раз предупредили меня через своих людей, чтобы я тебе ни в чем не помогал. Чем-то ты их достал, видимо. Сконфузило меня поначалу такое поведение некогда хо- рошего друга. Стоял я, опешивши, не знал, что сказать. А Вовка свое долдонит: – Давай сейчас еще сто долларов, а потом, как всю работу выполню, подгоняй пятьсот! Стою я в прихожей, думаю, как себя повести, что отве- тить, – и невольно становлюсь свидетелем того, что в гостиной происходит. Во-первых, вижу там много знакомых лиц – и соображаю, что собралась у Смирнова «богемная тусовка»: двое художни- ков-выпивох, поэтесса задрюченная, которая в своих стихах русский язык ломает, филолог-ученый, который уж который год где-то ассистентом ошивается и кандидатскую никак не защитит… А еще философ самообразованный да мент – за- пойный алкоголик, еврей по национальности (его так сокра- щенно на тусовках и зовут «Меза» – «Мент-еврей – запойный алкаш»). Еще пара дам каких-то притулилась – рожи синие, голоса хриплые… Сидя на диване и в двух креслах вокруг журнального сто- лика, «богема» ведет философскую беседу об умственных за- скоках художника Врубеля, которого так и не понимают по сей день. А одета почтенная публика немногим больше, чем Адам и Ева в раю. Поэтесса – в сексапильных трусиках, но без всего остального, две дамочки – в полупрозрачных коротких комбинациях, но без модных трусиков-конвертиков. Сам Вова – босой, в заляпанных краской трико и майке. Только филолог пострижен, нормально одет, наодеколонен, очки в оправе дорогой, золотое кольцо обручальное на пальце – за этим, видимо, жена следит, еще не совсем пропал человек. По количеству окурков, пустых бутылок и объедков вид- но, что тусовка находится в состоянии «затяжного прыжка» – то есть не вчера ребята объединились, и не завтра это все окончится. Обвел я взглядом гостиную и всю «честную компанию». Задержался мой взгляд на Володьке Смирнове, который уже и лапу протянул, сто долларов получить хочет… И – сам не знаю, куда девалось мое смущение и замеша- тельство! Произнес я на своем сапожно-русском наречии пару ласковых слов в адрес хозяина квартиры и гостей его, особое внимание уделив Мезе, похожему на анархиста времен Ок- тябрьской революции – в тельняшке, с «макаровым» под мышкой (в управе, где он числится опером по борьбе с орга- низованной преступностью, его запойные дни списываются как выполнение особо важного задания по «внедрению в кри- минал»). После сапожницкого словоизлияния, сплюнул я – да по- шел прочь из физически и морально нечистой квартиры. * * * Ну что ж, иллюстрации делать все-таки надо. Направился я в уже упомянутую выше детскую художественную школу. Повстречался там с директрисой, а она познакомила меня с молоденьким художником – учителем Николаем. Тот быстро исполнил мою заявку (директриса пальцами объясняла ему мои пожелания). Так же, на пальцах Николай посоветовал мне самому учиться рисованию – и тут же преподал первый урок. Поставил он на стол композицию, дал мне четвертушку ват- мана и карандаш. Нарисовал я монитор компьютера, бутылку и лежащее с ней рядом восковое яблоко, Николай мне «отлич- но» тут же поставил. Ох, и обрадовался же я! И директор меня похвалила и сказала: 312 – Если бы вы с малых лет рисованию учились, из вас бы толк вышел. Но и сейчас не поздно: графика у вас в рисунках должна получаться, глазомер хороший, а насчет цветовой гаммы – так человек со вкусом всегда семь тонов радуги в нужной пропорции смешает, он душой раскрашивает. Так что Николай верно говорит: рисуйте сами для себя, то есть для своих книг. Спросил я, сколько денег мне уплатить нужно. Директор конфузится и говорит: – Присса, да о чем вы? Какие деньги? Вы к нам в гости при- шли, это нам в радость. Как вы сочтете нужным, так и расплати- тесь. Мы, конечно, небогаты, но денег вымогать не станем. И принял я решение: хорошо, что рядышком магазин на- ходится! Сбегал, в кондитерском отделе большой куль хоро- ших шоколадных конфет для детишек купил. А то когда я свой первый «шедевр» рисовал, видел, как детишки в соседней комнате чаек пьют, а конфеток-то на столе и нет, один сахар- песок дешевый… Вот так и бывает в нашей сапожной жизни, что подведет друг старинный… Но Володя Смирнов мне, оказывается, своим хамским по- ведением очень помог. После того, как вернулся я в Иеруса- лим, поступил в детскую художественную школу учиться. Там раз в неделю я, ученик великовозрастный, два часа познавал тайны гармонии, цвета и штриха. * * * В мой последний приезд повстречал я случайно Смирно- ва. Шел он на пару с одним своим дружком, было видно: с «угару» они оба. Друг его Женька мне хорошо знаком – он подошел ко мне, улыбнулся, руку подал и сказал: – Здорово, Присса! Приятно тебя видеть на нашей родной земле. Скажи, мой дружок Вовка Смирнов может к тебе по- дойти и поздороваться? Да, знаешь, у меня твоя новая книжка есть, купил в мага- зине. Ну ты даешь – целую трилогию сотворил и сам иллюст- рации нарисовал! Прямо знаменитостью ты у нас в городе сделался. Автограф-то дашь, если книгу принесу, или ты такой важный стал, что к тебе и не подойти? – Хвалить-то за рисунки меня не обязательно, я пока еще не Репин. Володя – конечно, пусть подходит. Я на него, дура- ка-пьяницу, зла не держу и пожму ему руку – и со встречей, и с признательностью. Только благодаря его разгильдяйству я ремесло иллюстратора и освоил… Володя, разговор наш веселый услышав, улыбаться начал. Подходит ко мне и руку подает. Говорит: – Прости меня, Присса, что так нехорошо получилось! Уж больно сильно ругали меня картежники из шайки Скуленко и Мезы за то, что я тебе в первый раз помог. Тогда я еще с ними как бы дружбу водил. Сейчас у меня со Скуленко контры, а еврей-мент, царствие ему небесное, перепил – и уже отдыхает от дел своих неправедных в лучшем мире. Ты сам давно знаешь, что Брыско, Киндаренко и разная мелочь, к ним присоединившаяся, наезжают на всех мужиков, которые тебе помогают. Грозят, понимаешь. Они – твари по- ганые, а врут до того убедительно, что сами в свое вранье ве- рят. Но я-то тебя много лет знаю! Чует мое сердце, что про мой конфуз перед тобой еще и рассказик пропишешь. Ну уж тогда и иллюстрацию изобрази – это будет мне благодарностью: я в тебе талант художника- примитивиста разбудил… Этим гордиться буду, а насчет завистников, которые ин- триги против тебя плетут, то я подальше их пошлю. Какие ж они твари на самом деле – только ты и сможешь рассказать. Ты – человек свободный… А нашенские писаки перед ними на цырлах стоят и в рот им заглядывают. Тебе-то их что бояться? Пиши знай да рисуй! * * * Так что вот так дело было, друзья мои Ицхак и Ави. Легко и просто сейчас у меня иллюстрации получаются. Через пол- года опять поеду в родной Приволжск. Конечно, с Вовкой по- видаюсь. Слышал я, что переживал он очень – а потом послал подальше всех Брыско, Киндаренко, Банкирманов, Кожманов и прочих тварей. А я ему, можно сказать, импульс придал и в знак благодарности несколько рисунков просто так в книгу нарисовал: мол, вот как у меня сейчас получается. Придет времечко – и часть работ будет опубликована в художествен- ном альбоме «Современное искусство Израиля»
272 - 290 293 - 318 319 - 336
|
|
|