227-243
Прокурору
Советского района города Горького младшему советнику юстиции
Машинскому Олегу
Анатольевичу
от Грузмана Леонида
Аронович 1946 года рождения, проживающего по адресу: г. Горький улица
Свердлова, д. 55, кв. 6
Обязательство
Я, Грузман Леонид Аронович, обязуюсь, что драться, хулиганить,
воровать больше в жизни никогда не буду. Всех своих друзей буду сдерживать от
плохих поступков. Десятый класс средней школы обязательно окончу.
Март 1964 г.
Л. Грузман
Такие же обязательства написали и братья Васильевы —
Валерий и Олег.
В один из майских
вечеров ребята поиграли в гангстеров — некуда было девать энергию. Они вскрыли
дверь черного хода Дома офицеров и проникли в костюмерную Народного театра,
который действовал при военном учреждении культуры.
Шарахаясь в темноте при свете фонарика в костюмерной, они
проткнули нарисованные «добрые, человечные» глаза вождя мирового пролетариата
на портрете, висевшем в костюмерной, со словами:
— Ты чего, падла нарисованная, за нами следишь-подглядываешь?
228
Из костюмерной украли стартовые пистолеты, гитары,
спиннинг и еще какое-то барахло.
В тот же вечер Иванов с краденой гитарой пошел на
Свердловку... Вначале ходил, играл, пел песни, потом с кем-то подрался, и
гитара пошла в ход как холодное оружие. Во время дебоша его забрали в милицию.
А утром стало известно о преступлении в Доме офицеров. В
милиции быстро смекнули, что один из «гангстеров» находится у них. Вскоре
задержали и второго подельника — Вовку Соколова.
С Валерой Васильевым
все оказалось сложнее: он прятался от розыска, живя то у бабушки на Грузинской,
то в Лапшихе, то у кого-то из пацанов. Его усиленно искали, так как
преступление было окрашено яркой политической краской: был проколот лист
картона, на котором нарисован портрет Ленина. Полити-
229
ческое святотатство совершили пятнадцатилетние пацанята.
Розыск Валерия Васильева затягивался. Я успел ему вдолбить:
— Сима, ты не входил в костюмерку, а стоял на «стреме»
снаружи здания, у черного хода. Ты должен это говорить всегда и следить, чтобы
так было записано в протоколе допроса, даже если Иванов и Соколов будут давать
показания против тебя. Отказывайся от всего даже на очных ставках.
В один из обычных деньков я заскочил в квартиру к
Васильевым. Алик был дома. В комнате у них сидел какой-то молодой мужик в синей
с белой окантовкой олимпийке.
Я спросил у Алика:
— Кто это?
Молодой человек ответил за него:
230
— Я из райкома комсомола, пришел к Васильевым пригласить
Валерия в футбольную юношескую команду района, чтобы ехать играть на
«Автозавод».
— А его дома нет.
— Я жду, вдруг он заявится.
Я сразу сообразил, в чем дело, и спросил у незнакомца:
— А ты, мужик, случайно, не из мусорской за Симой пришел?
Комсомолец нагло улыбнулся и ничего не ответил. Алик сидел
на стуле, сконфуженный; «комсомолец-райкомовец», сидя на диване, нервно затряс
ногой, закинутой на колено другой ноги...
Вдруг в комнату влетел Гена Кан, он принес домой портфель
Симы. Портфель бросил в угол и выпалил:
— Сима скоро придет. Он еще немного поиграет в футбол на
стадионе и придет.
Я начал зло наступать на Симиного одноклассника:
— Кан, дурак, в комнате сидит мусор и ждет Валерку, а ты
приходишь и говоришь, что он идет домой. Беги скорее назад и останови Симу,
пусть убегает!
Услышав мои слова, «комсомолец-райкомовец» вскочил, отсек
нас своим телом от двери и сказал:
— Стоп, ребята, отсюда никто не выйдет!
Тут же, вслед за этими словами, в комнату вошел Валерий
Васильев (будущий многократный чемпион мира и Олимпийских игр по хоккею).
— Я — Иван Краснов, оперуполномоченный уголовного розыска!
— и «комсомолец» достал из кармана красное служебное удостоверение. — Так что,
Симочка, тебе придется пойти со мной! — твердо произнес молодой опер.
И Иван Краснов увел Симу в райотдел. Мы с Аликом пошли
следом, зная, что если не шуметь, то можно сидеть в коридоре на деревянных
скамейках и ждать окончания допросов.
Заглянув в кабинет к Сапогу, я увидел, что задержанный
Васильев-младший сидит перед Сапогом и Журавлихой. Я тут же прокричал:
231
— Сима, держись и говори, как было — ты в костюмерной не
был!
Сапог выскочил из кабинета и набросился на меня:
— Ты, гадкий Грузман, зачем сюда пришел? Хочешь насовсем
остаться? Убирайся отсюда и Васильева-старшего с собой забирай!
Небеса в тот день предопределили, что Валерий Васильев не
будет арестован за политическое преступление.
В конце июня 1964
года народный суд Советского района выслушал показания подсудимого Владимира
Соколова, который заявлял в суде, что Валерий Васильев был в их группе и
участвовал в краже, сопровождающейся глумлением над портретом Ленина. Также суд
принял к сведению показания подсудимого Владимира Иванова, что
232
Валерий Васильев в помещение костюмерной Дома офицеров не
входил, а стоял на улице снаружи. Сам Валерий Васильев стоял твердо на том, что
он только был «на стреме». А все, что происходило тем вечером в государственном
культурном учреждении, знал только Творец.
Самый гуманный суд в мире приговорил: Иванова Владимира 1949 г. р. — к шести годам
лишения свободы, Соколова Владимира 1949 г. р. — к шести годам лишения свободы,
Васильева Валерия 1949 г.
р. — к двум годам лишения свободы условно, ввиду недоказанности его участия в
глумлении над портретом Ленина.
На день суда Валерию Васильеву еще не исполнилось
пятнадцати лет.
Судьба дала возможность загореться восходящей звезде
мирового хоккея. Через месяц после суда Валерий Васильев был приглашен в
юношескую сборную СССР.
Мы допиваем с Вовчиком по последней рюмке на посошок. Я
выбрал у него фотографии из его любимого фотоальбома.
Вовчик говорит мне на прощание:
— К...ль, а ты всю жизнь, даже в детстве, был какой-то
другой. Не такой, как все. Вот Керзачонок в лагере тоже стихи какие-то писал,
но это у него все херня...
Почему уже многих пацанов наших нет? Я вот давно уже
болен, но живу... Просканируешь фотографии — принеси их назад, и еще посидим. А
то три часа пролетели уж очень быстро...
— Вовчик, насчет следующего раза не знаю, как получится. В
общем-то, должен прийти. А вот что не заходил к тебе много лет — прости!
Из моего дневника.
Директором бани на улице Новой уже какое-то время работает
Иосиф Штейн. Я помню его с раннего-раннего детства.
Йоська-водопроводчик
— его звали все в округе. Йоська пришел с фронта совсем молодым парнем.
Солдатская ха-
233
бэшная гимнастерка, кирзовые сапоги, в которые были
заправлены обычные штатские брюки из хлопковой ткани. Полевая дерматиновая
сумка, из которой торчал газовый ключ второго номера и кусок льна (пакли).
Брезентовый солдатский ремень, подпоясывавший гимнастерку. В таком антураже мне
запомнился Йоська, когда он приходил в гости к своему другу Арону-сапожнику.
Через много лет, находясь на должности директора бани, он
всегда был изысканно одет, при галстуке с золотой заколкой, в свежей белой
рубашке, с широким обручальным кольцом на пальце. Он очень любил свою жену
Мусеньку и очень часто покупал и дарил ей цветы.
Йоська Штейн — золотой человек в общении со всеми людьми.
Он всех любил и со всеми ладил. Помня меня ребенком и встретившись со мной уже
тогда, когда я был начальником обмуровочного участка «Энерготехмонтажа», он
весь сиял, говоря:
— Как хорошо, что ты сейчас, Ленечка, образованный и
солидный человек! Я очень переживал за тебя двадцать лет назад. Особенно тогда,
когда весь город говорил о портрете Ленина с выколотыми глазами. Это дело ведь
твои парни сотворили? Как хорошо, что ты сейчас в области такой большой
специалист! Я знаю: ты меня всегда будешь выручать.
Сам понимаешь, каких-то дополнительных денег я тебе дать
не могу: коммунальное хозяйство — нищее. Но вот насчет попариться в номерах —
это для тебя пожалуйста! В любое для тебя удобное время.
Работы по ремонту «каменок» нужно было делать в течение
одного дня, понедельника, пока бани были выходными. На проведение ремонтных
работ я отбирал самых близких мне обмуровщиков. Нужно было вытащить булыжники
из камеры парообразования, разломать свод камеры, вытащить битый огнеупорный
кирпич и восстановить заново «каменку». Работы велись при свете переноски, в
пыли, копоти, саже, грязи...
234
После окончания работ Иосиф давал нам бутылку спирта и
отводил в номер. Как правило, в номерах парились группы мужиков из
«подэлитного» советского сословия. Приводя нас в номер, Иосиф, обращаясь к
старшим, говорил: «Пусть эти мужики с вами попарятся. Они мне большое дело
сделали — в общем номере «каменку» отремонтировали».
— «В тесноте да не в обиде», — отвечали те.
В феврале 1983 года все шло, как обычно. Я, Саша Сухонин,
Игорь Воронин и Саша Бодров оказались в номере, где парились «они» — рядовые
сотрудники горьковского УВД в звании от капитана до подполковника, человек
шесть.
Мы поставили свою бутылку спирта на общий стол и,
раздевшись, вначале посидели в парилке. После парилки присоединились к
отдыхающим. Стали слушать главного рассказчика — повествователя о делах
минувших. Здоровый белобрысый мужик, закутанный в простыню, говорил:
— Двадцать лет назад это было. Я тогда еще лейтенантом
был. Получил задание: внедриться в банду К...ля, определить, где скрывается
Сима Васильев, и захомутать* его. Под видом работника райкома я пришел
домой к Симе. Там был его старший брат и еще несколько человек евреев.
Я задание выполняю: мол, я из райкома комсомола, приглашаю
Валерия в юношескую сборную района... Я им по ушам езжу-езжу**, а их самый хитрый еврей — К...ль — на меня
смотрит, а потом и говорит: «Что ты мне лапшу на уши вешаешь? Ты за Симой
пришел!» — и тут же на меня с ножом бросается.
Конечно, я нож у него
выбил, грабли*** ему закрутил, остальные салажата в угол
забились и на меня не полезли. А тут, через несколько минут, и Сима Васильев
пришел. Тут я еврея бросил — и юного хоккеиста за шиворот и в райотдел. Так что
вот, мужики, я этого многократно-
235
го чемпиона мира уже двадцать лет знаю. Мне повезло: я его
повязал.
Я слушал рассказчика и мысленно посмеивался над ним. Мент
рассказывал свои байки, не подозревая, что один из главных участников
легендарного события сидит рядом с ним, пьет спирт и не подает вида о том, что
тот завирается.
Саша Бодров, сидевший рядом со мной, тихонько шепнул мне
на ухо:
— Ароныч, а это про твоего друга детства мужик
рассказывает, я уже такое слышал в подвале, на первом участке, у Сергея
Михайловича Гришина, тогда его друг — капитан из Канавинского РОВД тоже
примерно так же говорил о знаменитом хоккеисте Васильеве.
Тут уж я тихонько
рассмеялся и Саше пояснил, что это ментовская болезнь — врать. Сегодня каждый
пятый
236
мент-оперативник в городе под пьяный разговор говорит, что
это он захомутал тогда Васильева.
Так должно быть: Валерий Васильев — человек-легенда.
С Иваном Красновым — начальником отделения уголовного
розыска Приокского района я последний раз встречался в 1985 году. Он никогда не
напоминал мне о своем дебюте — задержании Валерия Васильева.
В нашу последнюю встречу он имел звание майора милиции.
В моей памяти Иван остается скромным, порядочным
человеком, который честно прослужил в органах МВД, выполняя свои служебные
обязанности. Наши парни о нем говорили, что он никогда никого не бил и не
истязал. Лично на себе и я не испытал от него никакого зла.
237
ТЕТРАДЬ ДЕВЯТАЯ
8 августа 2004 года. Иерусалим. Больница «Шеарей-Ццедек».
Я — в палате интенсивной терапии. Работаю «сиделкой». У
моих иерусалимских друзей слег их дед — Янкель Моисеевич. Друзья попросили,
чтобы я два часа в день проводил около лежащего в бессознательном состоянии
старичка и читал «Техилим» (Псалмы царя Давида) — это еврейский религиозный
закон.
Я выполняю просьбу друзей и предписания Мудрецов Талмуда.
Янкель Моисеевич родился в 1914 году. Он — одногодок моей
мамы, которой уже тринадцать лет нет на этом свете.
В семьдесят шесть лет моя мама «носилась» со своими
«делами» по городу. В течение трех дней ее не стало — инсульт. Нужно иметь
счастье на то, где и как умереть.
Янкель Моисеевич последние десять лет живет в Иерусалиме
старым больным человеком. Дети и внуки делают все, чтобы продлить годы его
жизни. Государство Израиль тратит пятьсот долларов в сутки на каждого больного
старого человека и бьется за каждую минуту жизни их изношенных истощенных
организмов.
В палате лежит еще один еврей такого же возраста по имени
Даниэль.
Они, эти двое в бессознательном состоянии, тем не менее
они близки и дороги своим родственникам, которые хотят, чтобы свершилось чудо.
238
Даниэля привезли в Израиль из городка Бельцы малым
ребенком. И с тех пор он жил в еврейском квартале Меа-Шеарим древнего
Иерусалима, где все население живет в строгой религиозной еврейской традиции.
Дочь и сын Даниэля сидят рядом с тяжело дышащим отцом и
читают Псалмы царя Давида — Техилим.
Оба угасающих старичка подключены к приборам искусственной
вентиляции легких. Каждые два часа санитары меняют им памперсы и обрабатывают
тела больных специальным раствором. Капельницы, дренажи, инъекции облегчают
биохимические процессы, проходящие в организмах евреев-старцев.
Достижения мировой науки претворяются в жизнь через
супергуманные действия по отношению к умирающим согражданам. Врачи борются за
каждое мгновение их жизни.
Всевышний Разум делает свое, только Ему известное деяние.
В двух телах уже «отключен» разум и не работает память. Души готовятся оставить
тела (так думаю я — Л. Г.).
Два изношенных в жизни-времени тела доживают последние
дни. Две еврейские души готовятся оставить свои оболочки. У каждой еврейской
души была своя судьба...
Янкель Моисеевич родился и жил на Украине. Революция и
борьба за «самостийну Украйну» очень больно ударила по еврейским местечкам.
Симон Петлюра громил еврейские лавчонки и кустарные мастерские, сжигал
синагоги, собрав в своей временной вотчине «Центральную раду». Он говорил о
новой, демократической Украине без жидов и ненавистных москалей.
Голод, нищета, разруха, бандитизм и насилие стали
фундаментом новой «счастливой жизни» на черноземах Малой России со столичным
городом Киевом — отцом городов русских. Все это пришлось пережить маленькому
еврейскому мальчонке, рожденному в год начала Первой мировой войны.
239
Послереволюционная индустриализация и коллективизация
Советского Союза также принесла простым людям только страдания.
Однажды поздно вечером в дом отца Янкеля пришли
гэпэушники. Старший из ночных незваных гостей предъявил шорнику Моисею
ультиматум:
— Отдавай все золотые пятерки и десятки, что брал за свою
работу. У ГПУ есть точные сведения, что, выполнив ремонт сбруи лошадей для
богатых людей — нэпманов, ты получал от них за работу чистое золото, червонное.
А страна сейчас у буржуев покупает трактора, которые
заменят лошадей на пашне во вновь организуемых сельскохозяйственных коммунах.
Так что — давай-ка, сдавай-ка добровольно золото, которое у тебя есть! Наше
правительство купит на эти деньги трактор. На этом тракторе будет работать твой
сын. Ему в комсомол вступать надо — новое время наступает, когда рабочий
человек, ремесленник и страной будет управлять, и у себя в доме хозяином будет
жить. Так что, Моисей, тебе нужно золотишко сдать, лучше добровольно, а не то
отправим тебя в дальние-дальние морозные края! Сибирь, слыхал?
— Нет у меня никаких золотых. Откуда? Разве моя работа
стоит того, чтобы за нее червонцами золотыми платили? Поверьте мне, набожному
еврею, панове! Нет у меня червонцев николаевских, нет! Не губите: дети у меня,
дайте возможность жить и работать в родном местечке. Уж сколько веков мы здесь
живем, из поколения в поколение. Что мне в холодной Сибири делать? Что с моими
детьми будет? Не губите, панове, человека!
Но старший из гэпэушников стоит на своем:
— Сдавай, Моисей, червонцы!
Сердце Янкеля бьется в бешеном ритме, вот-вот выпрыгнет
наружу. Страшно... В хате почти темно. Через маленькие оконца еле-еле
пробивается лунный свет. На столе горит тусклая керосиновая лампа. Один из
военных сидит за столом и, макая ручку в чернильницу, пишет протокол.
240
Мама плачет, сидя около русской печки, и вторит отцу:
— Где, откуда у нас, простых евреев, в доме золото?
Соседи-пьяницы сказали, что мы что-то имеем. Неправда это! У них, пьянчуг, если
еврей — то богач. Моисей зарабатывает деньги только на скромную жизнь. А нашему
старшему хлопчику трактор не нужен. Он сидит и Тору учит. У еврейских детей
предназначение — Тору учить, а не на тракторе что-то делать. Что такое трактор?
Мы этого не знаем и знать не хотим... Не трогайте нас, не оставляйте семью без
кормильца!
— Сара, швайг!* —
прикрикнул Моисей на жену.
— Нет-нет, ты говори-говори, Сара. Расскажи нам, куда
Моисей золото заховал**. Как расскажешь,
мы тогда муженька-кормильца твоего с собой забирать не будем. Тебе в семье его
оставим... — язвил молодой розоволицый пухленький кимовец-оперативник.
Двое других — в кожаных картузах на головах, в новеньких
кожаных куртках, с наганами на поясах — искали-обыскивали еврейскую хату.
Янкеля трясло, младших братьев и сестер также колотило —
ночной визит вооруженных наглых людей, угрожающих каким-то страшным словом
«Сибирь», выводило детей из младенческого миропонимания в пространство ужасов.
Их папа, любимый папа может быть отправлен в какую-то холодную Сибирь...
Бледно-синие лица еврейских детей при свете керосиновой
лампы в полумраке еврейского дома выглядели масками страдания.
Молодые гэпэушники искали: отпарывали подкладку материного
старого пальто, рвали одеяло, рылись в ящиках комода, вытряхнули из корзины
репчатый лук, разбили пустую глиняную крынку — а вдруг в ней лежит заветный
узелочек с царскими червонцами...
— Ну что ж, если ты,
Моисей, сумел надежно спрятать «народное добро», так что мы не смогли его найти
— пой-
241
дешь с нами. Пошли-ка, Моисей, может, во время сидки в
кутузке вспомнишь, где тайничок у тебя...
Отца забрали...
Через несколько дней, осунувшийся, с бледно-серым лицом
отец все же вернулся домой. При входе в дом зачерпнул большую кружку воды из
ведра и жадно выпил, затем вторую. Грохнулся на кровать и уснул.
А Янкелю вдруг захотелось стать таким же, как те, что были
ночью у них в хате, во время обыска. Коммунистическим интернационалом молодежи
назывались молодые парни, олицетворяющие Новое время.
Вот если бы он, Янкель, был бы на их месте, он бы не верил
лживым доносам и честно выявлял бы саботажников, спекулянтов, вредителей. Он,
Янкель, ошибаться никогда не будет. Он докажет, каким должен быть кимовец.
И пошел Янкель учиться на рабфак, и вступил в
Коммунистический интернационал молодежи. И начал он познавать идеологию Нового
времени — марксизм, который на практике воплощался в жизнь в первой стране, где
русские, украинцы, евреи, поляки уже начали жить общими коммунами, и их враги
из националистов-буржуев уже терпят крах.
И полетели-полетели годы молодости Якова, и
уходили-уходили из его памяти слова священных писаний, слова молитв, слова
Поучений отцов, слова Песни песней, слова Притч, слова Экклезиаста...
Забывалось выученное в детстве. Заучивались даты первых съездов ленинской
большевистской партии, но почему-то когда думал он о первом съезде РСДРП, то
сразу всплывал в его памяти 1897 год — год первого конгресса сионистов в
Базеле...
Сионизм — что это
такое? Свое еврейское государство в подмандатной Великобритании Палестине —
чушь какая-то! Вот Еврейская автономная область, Биробиджан — это здорово!
Одной еврейской коммуной нужно показать, как можно хорошо и справедливо жить.
Товарищ Сталин — вождь всех народов Советского Союза опре-
242
делил евреям-рабочим, ремесленникам, хлеборобам земли, где
не ступала нога человека, где можно все начать с «чистого листа». Да и в
украинских местечках уже пораскидали богатеньких, власть в рабочих руках, скоро
всем будут распределять все поровну, по справедливости.
И после окончания рабфака стал Янкель
лектором-пропагандистом. Очень нравилась ему его работа — убеждать,
перевоспитывать, поучать, наставлять молодых сограждан, которые уже начали
реализовывать свой энтузиазм и свои молодые силы на стройках социализма.
И поехал Янкель в Крым, где уже работали еврейские коммуны
на землях, принадлежавших когда-то крымским ханам. Основной его работой была
пропаганда и агитация.
Шло на просторах бывшей Российской империи новейшее время
— время построения социализма. Обиды, причиненные семье новой властью, не
помнились. А злое время, когда на Украине властвовал Симон Петлюра — сидело в
памяти кровной обидой.
В новейшее время над евреями издеваться никто не будет —
наступает эпоха интернационализма.
Как преданного делу Ленина и Сталина гражданина призвали
Янкеля на службу в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, где он вступил в ВКП
(б) и стал политруком роты. Так, находясь на этой должности, провоевал он
жестокую, холодную финскую войну. В действующей армии застала его и Великая
Отечественная.
И был Янкель отцом-политруком для сыновей-бойцов из своей
роты, которая отступала, оборонялась, хоронила своих ротных, своих взводных,
своих рядовых. Два раза его контузило, три раза осколки рвали его кожу и мышцы.
Пожарища войны,
разруха войны, голод войны, болезни войны, невзгоды войны — оттеснили куда-то
далеко-далеко на задворки памяти детство: папу, маму, братишек и сестренок, раввина-меламеда,
который учил его еврейскому алфавиту, требовал от него, чтобы несколько первых
слов начала каждой книги Пятикнижия Моисее-
243
ва выучил он наизусть: «Ва-икра эль-Моше в’идабер ха-Шем
элав (И призвал Господь Моше и сказал ему)»... Нет-нет, да и всплывали во время
тревожного сна когда-то в детстве выученные слова, уже, как казалось, полностью
потерявшие всякий смысл.
Годы шли. Война катилась вначале на восток, потом назад, в
Европу. Уже в звании майора в одном из городков разбитой фашистской Германии
остался служить Янкель Моисеевич в должности военного коменданта.
Советская Армия добивала фашистского гада в его логове.
День и ночь работала военная комендатура. Так называемое мирное население
немецкого городка постоянно требовало заботы и внимания. Рядом со зданием
комендатуры был развернут военный госпиталь, в котором лечили и гражданское немецкое
население.
Несколько раз в день приходила на прием к военному
коменданту заместитель начальника госпиталя лейтенант медслужбы по имени Фрида.
Черноволосая, с большими карими глазами, смотрящими из-под длинных-длинных
ресниц, еврейская красавица напоминала родное еврейское местечко и синагогу в
нем, где на балконах второго яруса молились недоступные мужским липнущим
взглядам женщины, многие из которых как будто появились в местечке из книги
«Песнь песней».
Война, чужая земля, побежденные убийцы рядом, а в квартире
военного коменданта немецкого городка — любовь...
Деньки пробежали, недельки пролетели — и в помещении
военной комендатуры в присутствии свидетелей регистрируется брак. О чудо!
Отныне — и до конца жизни, с 1 мая 1945 года майор Янкель Моисеевич и лейтенант
Фрида Иосифовна являются мужем и женой, что зафиксировано в книге актов
гражданского состояния комендатуры города N. А через год в этой же книге
записывается, что у Янкеля и Фриды родилась дочь Виктория.
Шли годы жизни и службы в Восточной Германии. Группа советских войск
оставалась на долгие годы в землях, из которых исходили языки пламени последней
войны.
213-226 227-243 244-258