Tel: 972-544-889038
|
Липа Грузман
Еврейские тетради. Том первый. — Нижний
Новгород: издательство «Книги», 2006. — 512с
Эта книга — искренний, неприукрашенный рассказ о весьма непростой
жизни автора в России и Израиле. А в жизни есть все: печальное и радостное,
плохое и хорошее, справедливое и лживое...
Простой нижегородский еврей
делится с читателем своими впечатлениями, мыслями, переходя порой к
философскому осмыслению происходящего.
РАСПАХНУТОЕ СЕРДЦЕ
Кто сохраняет верность своему детству, тот сохраняет душу. У Липы
Грузмана нестареющяя память, что позволяет ему до мельчайших деталей
воссоздавать обстановку далеких лет. Эмоциональная окраска позволяет придать
воспоминаниям некоторую романтичность, но это не маскирует, а напротив делает
описание рельефнее и выразительнее. Подробности становятся самыми убедительными
свидетельствами, что все было именно так, как повествует автор. И само собой
приходишь к мысли, что главное в мемуарной книге —достоверные частности, из
которых составляется судьба.
Грузман рассказывает о своей жизни, как бы исповедуясь перед самим
собой, перед своей совестью и вместе с тем держит ответ за все поколение,
которому с лихвой досталось горьких разочарований, невозвратимых утрат и
душевного смятения. Однако в жизни было и немало светлого, искреннего, чистого,
что даже в самых трудных обстоятельствах помогало выстоять и остаться
Человеком. Грузман сумел и выстоять и остаться… Поэтому у него не найти
унизительных жалоб на судьбу, а его жизнелюбие, открытость миру,
доброжелательность присутствуют на каждой странице исповедного повествования.
Думаю, многим помнятся афористические строки из поэмы о рыжем Мотэле
известного советского лирика Иосифа Уткина:
И под каждой слабенькой крышей,
Как она ни слаба, —
Свое счастье, свои мыши,
Своя судьба...
«Крыша» у Липы Грузмана оказалась весьма широкой. Удивительное дело,
переезд в Израиль вовсе не помешал ему остаться верным своему родному Нижнему
Новгороду, Свердловке, Воробьевке, Звездинке, стадиону «Динамо», старинной крепости
над Волгой — местам детства и юности, и уже зрелых лет, к чему он испытывает
неистребимую любовь.
Поэтому я бы не назвал Грузмана «человеком мира», этаким везде
приживающимся индивидуумом, которому по-фарисейски где хорошо там и родина.
Простосердечная книга его может убедить всякого, что все же не судьба
определяет личность, а личность — судьбу.
Безусловно, у каждого народа свои «родимые пятна». И это прекрасно,
что мы не все одинаковы, не все унифицированы, ибо дополнять друг друга лучше,
чем обеднять. И разнообразие украшает не только быт, а само наше бытование на
земле, которая уже неоспоримо круглая. Липа Грузман умеет соединять все доброе
и светлое, что есть в нас, таких разных и порой очень нетерпимых по мелочам. Он
из племени вечных правдоискателей-миротворцев, которые находят смысл жизни в
самой жизни, доверяя благоразумию.
По большому счету, его проникновенная книга — это путь от сердца к
сердцу, путь навстречу, а не наоборот. Хочется пожелать автору победного пути.
Валерий Шамшурин
Нижний Новгород, декабрь 2005
Те, кто знаком с Липой Грузманом, меня поймут. Отказать ему в
какой-либо просьбе просто невозможно. Помню это еще со времени работы в
Законодательном собрании. Открытый, доброжелательный, способный «влезть в душу», он вызывает ответные добрые чувства.
Оторвавшись от дел, читаю «Еврейские тетради».
Волна демократических преобразований, эмоциональный всплеск
самосознания конца 80-х—начала 90-х годов прошлого века предоставили
возможность самореализации граждан во многих сферах жизни. И все-таки, начинать
в зрелые годы заниматься литературным творчеством, писать о том, что происходит
в стране, как меняются люди и мотивации их поведения, смогли не многие. Липа
смог.
Поражает огромный фактический материал. Сотни писем и судеб.
Искренний пересказ собственного, глубоко личного восприятия калейдоскопа
событий в собственной судьбе и в жизни динамично изменяющегося российского
общества.
«Сколько же жизней я прожил за свои годы... В юности у меня были
одни дела... После армии другие дела... К сорока годам жизни... дела изменились
и пошли по другому руслу...»
«Еврейские тетради» — исповедь автора о своей жизни, о
взаимоотношениях с друзьями и знакомыми (русскими, евреями, татарами), о любви
к Нижнему Новгороду и Иерусалиму.
«В те, уже далекие годы, было много чего хорошего». Однако, на мой
взгляд, главный мотив повествований — осознание автором необходимости сообщить
о противоречиях, негативных явлениях, социальных парадоксах ушедшей эпохи,
предваряющих и частично объясняющих коренные изменения в стране. Положительные
же эмоции в большей мере касаются личных дружеских отношений, событий пос
ледних лет, и, конечно же, любви к Нижнему. «Я счастливый человек —
еврей, очень хорошо знаю и помню родную Свердловку, родной Нижний Новгород».
«Тетради» Липы Грузмана интересны в познавательном плане как для
коренных нижегородцев, так и для тех, кто живет в городе недавно.
Уверен, что творческий порыв Липы Грузмана не иссякнет еще долгие и
долгие годы. Желаю ему дальнейших успехов.
Депутат Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации,
председатель Законодательного
собрания
Нижегородской области в 1994—2001 гг.
А. А. Козерадский
ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
О Иерусалим,
сегодня твой я гражданин,
и Нижний Новгород — родной,
совместно стали вы моею
путеводною звездой.
Липа Грузман
Живу счастливой жизнью я,
с рожденья жадным не был я.
9 декабря 2000 года.
Я разбираю свой архив: фотографии, письма, газетные статьи,
сувениры, ну и, конечно, память.
В памяти эпизоды жизни: воспоминания, размышления, события,
факты, комментарии.
День 6 октября 1998 года уже в истории. Эта — дата моего выезда из
Нижнего на постоянное местожительство в Израиль, куда я прибыл 8 октября 1998
года. За эти два с лишним года я, конечно, изменился, изменились взгляды на
жизнь, и я в большей степени стал жить не душой и сердцем, а разумом.
Заранее предвидя поведение людей и их поступки, люблю жизнь и всех
меня окружающих, даже недругов, считая их моральными уродцами, обиженными
Б-гом. Как говорят мудрецы: «Когда Б-г хочет наказать, он отнимает разум и
сердце, оставляя человека жить животными инстинктами».
9
Время летит. Уже обозначена эпоха Бориса Ельцина — время идеализма,
наивной романтики, которое очень плохо закончилось для тысяч россиян и многих
евреев в том числе. Вместе с нефтью, газом, лесом и другими природными
ресурсами Россия в конце ХХ века безжалостно разбазарила, а то и уничтожила
лучшие умы российской интеллигенции.
Я тоже попал в разбазаренную часть русской интеллигенции, которая,
живя за границей России, очень остро духовно ощущает Россию-матушку в своем
сердце.
Слава Б-гу и спасибо Ельцину, сейчас можно в любое время приехать в
Россию, если, конечно, есть деньги, которые я тяжело зарабатываю. Но — пока
есть силы — я летаю туда и обратно, не в силах оторваться от России. «Дочка
Полковника»*, живущая в Иерусалиме, назвала меня мучеником
еврейства. Здесь есть доля правды.
Мои воспоминания во многом личные. Я не утверждаю, что они носят
всеобъемлющий и абсолютно объективный характер. Хотелось бы оставить молодому
поколению моих сограждан некоторые эпизоды и картинки моей жизни, которая
переплеталась с жизнью многих людей. Многое давали мне люди...
Мои недруги — не сомневаюсь! — в скором времени приклеят мне ярлыки:
антисемит, фарисей, агент западных спецслужб, агент 6-го отдела... На их
злословие и интриги даже не буду обращать внимание. Чем ниже человек, тем гаже
злословие его языка...
Я обязан писать правду и только правду. Заканчивается десятилетие
российской перестройки, и я был на ее острие, был «строителем» этой перестройки
в духовном плане. Думаю, что в большинстве своем евреи Нижнего Новгорода в
духовном плане, к сожалению,не
изменились. Сытая жизнь опустошает, обедняет душу, превращая трагедию народа в
чей-то личный фарс.
За моей спиной — очень тяжелая, полная невзгод и разочарований
жизнь. Многие близкие люди, получившие за мой
* Ряд людей, которых я не хочу называть собственными именами, скрыт
под псевдонимами чтобы их не позорить.
10
счет определенные блага (были случаи, что кому-то я спасал даже
жизнь), разочаровали меня. Но я счастлив, что делал добро, хотя пословица и
гласит «Не делай добра — не получишь зла». Прожить пятьдесят пять лет так, как
я, удается очень немногим. Один человек сказал, что главная трагедия моей жизни
— это моя наивная вера в людей. Но в этом же, я считаю, и мое огромное счастье.
Сегодня у меня новые жизненные планы и задачи. Конечно, я их решу,
опираясь на связи и друзей, знания и опыт, приобретенные за прожитые годы.
Одна из важнейших моих
задач — написать и издать мои воспоминания и размышления в «Еврейских
тетрадях». Кстати, «Еврейские тетради» я хотел писать еще тогда, когда служил в
рядах Советской Армии. Мне, эмоционально-впечатлительному по своей натуре,
почему-то очень хотелось, чтобы все окружающие меня люди сопереживали со мной
на одной ноте текущую жизнь. Но время пришло только что...
Годы летят... декабрь 2000 года.
Я заглянул в синагогу.
Вспоминаю...
17 апреля 2000 года, 17.00.
Идет торжественное мероприятие по случаю окончания первого этапа
реконструкции здания синагоги, и отец равина Шимона Бергмана прибивает мезузу* на косяк двери молельного зала. Собралось
человек семьдесят знатных евреев и гостей. Изысканно одетая публика была очень
далека от еврейской традиции.
В июле 1992 года Шолом
Колмансон, раввин из Парижа, уже проделывал эту процедуру. Он приезжал в Нижний
Новгород на месяц. Как говорит русская пословица, «повторенье — мать ученья».
Начинаются выступления.
* Маленький свиток пергамента с текстом из Торы, охраняющий от злых
сил.
1-11 12-22
|