420-432
Промелькнули
секунды...
С десяток воющих сиренами полицейских «Фордов»
подскочили к злополучной машине арабской «Скорой помощи» — и началось.
Водителя и абсолютно здорового пассажира «Скорой
помощи» мускулистые руки полицейских выволокли из кабины и. По роже, по роже,
еще по роже шофера — это один полицейский. Другой пендалями под задницу
подгонял второго араба. Обоих задержанных уложили на газон из дивной
зелененькой, ухоженной, несколько раз в день поливаемой травки у крепостной
стены Старого города.
Накануне полицией Израиля было задержано несколько
арабских машин «Скорой помощи», перевозивших не больных и рожениц, а
террористов и взрывчатку. Судя по тому, как отнеслись полицейские к
задержанным, в этой машине тоже было что-то неположенное, совершенно не
имеющее связи с милосердием и оказанием медицинской помощи.
Арабы на выдумку хитры, тут ничего не скажешь. И упорны на редкость.
Казалось бы, если накануне ваших «соратников» задержали — сидите тихо, не
повторяйте их действий. Но это ведь не только идеология — это деньги, да и
немалые. Какая уж тут клятва Гиппократа...
Вдоволь налюбовавшись сценой задержания, мы поехали
дальше, выполнять свой заказ, оставив место, где израильская полиция выполняла
свою рядовую работу — спасала еврейскую столицу от арабского террора.
.Эта давняя зарисовка как-то
наложилась на картину только что увиденного задержания. А в памяти забрезжило
еще одно воспоминание, которое перекликается с увиденным несколько минут назад.
Благо, что трусцой утром я по времени бегаю примерно час. С
восстановленными в памяти картинками ушедшего
423
прибежал домой и, даже не обмывшись под душем, сел за письменный стол. Под душ полезу потом. А пока материал свеж в памяти — пишу.
Недавно, пробегая по тротуарам пустынных объез¬дных шоссе Иерусалима, видел, как трое молодых ара¬бов быстро шли по направлению к каньону* Малха. Вдруг около них резко затормозила машина, и девуш¬ка — младший офицер ПАХАЛ выскочила из маши¬ны и преградила путь троим здоровенным парням, потребовав у них документы.
Арабы встали по стойке «смирно» перед хрупкой девчушкой, которая, получив в университете первую степень (бакалавра), пошла служить в армию на три года на офицерской должности. Было видно, что им, арабам, очень не хочется вступать в какие бы то ни было взаимоотношения с Государством Израиль. Но молоденькая израильтянка проявила бдительность, и арабы послушно выполняли приказы девочки в офи¬церской форме.
Любое неповиновение солдату или — тем более! — офицеру Армии обороны Израиля чревато очень жес¬тким наказанием для незваных гостей-арабов. Тем более, что по шоссе едет множество автомобилей, во¬дители которых видят эту сцену — а у каждого из них под рукой мобильный телефон, да и оружие есть у многих.
* Каньон — торговый центр (ивр.).
Израильтянину и в голову не придет хамить че¬ловеку в военной форме, у нас армия — это нацио¬нальная гордость. Арабов же приходится этому учить, и хорошо, если они сразу усваивают этот урок. Что поделать — пока наша страна, оплот демократии в регионе, нуждается в сильной армии и непрестанной бдительности. Израиль — украшение Ближнего Вос-
тока, и это украшение приходится тщательно охранять.
Мелькают времена, города и
страны в моей памяти. Вот я уже перенесся мыслью с Иудейских гор на волжские
берега. Давно мне хотелось рассказать о Дне нижегородской милиции, который
шел-тянулся в сентябре 1995 года. Вот сейчас к моим письменам это «подшилось».
Уже в вечернее время выходил я из-под арки с улицы
Грузинской на Свердловку, где стал вначале свидетелем, а потом и участником
одного инцидента.
Двое «крутых» из «новых русских» въезжали в арку со стороны Свердловки,
по которой проезд автотранспорту запрещен. Но — кому запрещен, а кто сам себе
разрешает. Попробуй скажи ему, «новому русскому» слово — сам не рад будешь.
Катили, конечно, ребята на шикарной навороченной
иномарке с темными стеклами и, делая крутой поворот, задели багажником
женщину, идущую по тротуару под руку со своим мужем — полковником в полном
обмундировании. Но только этот высший офицер в России был без личного оружия —
это не Израиль.
Женщина вскрикнула и отлетела в сторону, оторвавшись
от руки мужа. Муж как-то инстинктивно хлопнул освободившейся рукой по багажнику
машины: мол, ребята, здесь лихо крутить баранку не надо. Здесь люди ходят.
Остановили машину «хозяева» — они хозяева не только машины, но и всей
нижегородской жизни.
Вылез из кабины «крутой» водитель, вылез такой же
«крутой» пассажир — и на полковника. И за грудки его:
— Ты чего, сволочь, по моей дорогой иномарке своей грязной лапой хлопаешь?
Чего ты тут погонами сверкаешь?
424
Мы таких, как ты, вообще не видим, с твоим-то
нищенским жалованьем! Да и гроши-то тебе не всегда платят. А туда же, руками
размахался. На кого прешь? Да мы на свои деньги десяток таких, как ты, с
потрохами купим, коли захотим. У нас-то баксы немеряные!
Полковник, как положено военному, оказался не из
пугливых. Встал твердо и говорит:
—
Не имеете права разъезжать по улице Свердлова, как
средневековые короли! Вы что творите? Жену мою напугали, а она у меня —
подполковник милиции. Ну-ка извинитесь!
—
Ну ты, полковник! Я таких, как ты, полковников,
знаешь где видел?..
Женщина
кричит:
— Люди,
помогите! «Новые русские» к моему мужу пристали! Они его избить могут — они
сегодня всему «хозяева»!
Прохожие отворачиваются, пробегают, делают вид, что
ничего не видят и не слышат, и не их это дело — простых граждан — новых
богатеев, навороченных таких, к порядку призывать. Пробегают, «прижав уши», как
зайцы.
Меня вдруг обида взяла: военная форма, один из
символов государства, а они, нечестивцы богатые, ее оскорбляют. Да и мужика
того, полковника, я хорошо знал, очень порядочный человек.
И, как говорили на Свердловке в дни моей юности,
«впрягся» я в «базар», встав на сторону полковника и его жены, подполковника
милиции. Видно, вместе когда-то учились они в юридическом институте, там
повстречались, полюбили друг друга, поженились.
Но новое время дало право богатеям даже слуг государства
унижать. Причем публично!
426
И сказал я свое громкое слово по-культурному:
— Ребятишки, вы не правы! Совесть требует, что¬бы вы перед женщиной и полковником извинились, а уж потом домой ехали.
И услышал в ответ:
— Липа, пошел на х.! Что ты лезешь? Я и пол¬ковника этого херова, и тебя .!
Я опять твердо сказал:
— Извиняйтесь! Так себя люди не ведут. Перед вами высший офицер Российской Армии, а вы его за грудки да матюгаете. Перестроечники гребаные!
Переглянулись «новые русские» друг с другом, и тот, что за рулем был, подал руку полковнику и ска¬зал:
— Я, вообще-то, могу и не мириться с тобой и Липой. Но завтра — день парада. Ладно уж, прости, мужик!
— Вот так-то лучше будет! — произнес полков¬ник.
Я пошел вверх по Свердловке. Через какие-то се¬кунды женщина, недавно обиженная «хозяевами жиз¬ни», догнала меня и сказала:
— Липа, спасибо! Всю жизнь буду помнить твер¬дость твою и справедливость.
И правда — помнит. Недавно встретил я их, суп¬ружескую пару, на площади Минина. Я уж как-то и подзабыл тот случай, и лица их плохо помнил, а они мне улыбаются и говорят:
— Здравствуйте, Липа! Мы очень рады видеть вас в родном городе. Мы все помним, мы знаем, что вы пишете книги. Ждем тиража, чтобы купить.
А я им — вопросом в ответ, по-еврейски:
— А как сейчас, в послеперестроечное время, к военной форме российской относятся? По-прежнему могут в «темном переулочке» и навалять?
Улыбается супру¬жеская пара. Рады они видеть меня. Но на мой каверзный еврейский вопрос не отвечают.
Я тоже не настаи¬ваю. Некрасиво о пло¬хом выспрашивать. Главное — тогда спра¬ведливость восторже¬ствовала, надеюсь, и се¬годня она верх берет.
А что меня сегодня так «теребят» «госуда¬ревы слуги» — изра¬ильские полицейские, израильские солдаты,
российский полковник,
его жена-подполков-
ник?
Да просто вечером прошедшего дня получил я по электронной почте копии кое-каких документов.
А было совсем недавно так, что пообещал я хозяй¬ке копий мною полученных документов — Нине Скрип-ник — помочь в публикации ее исследовательских тру¬дов.
Нина фамилию Скрипник носила сорок лет назад, когда училась со мной в одной школе. А сейчас она — Нина Васильевна Успенская. Ее сын Алексей — очень видный и
427
значимый в Нижнем Новгороде человек. Я его только
ребёнком пятилетним видел как-то раз, мельком.
Так вот, из выписок, сделанных Ниной Васильевной, мне
становится ясно, что значимые люди сегодня — это те, кто знает свои корни. Кто
в своих семейных архивах бережно сохраняет фотографии и документы предков и
передает эти реликвии из рук в руки по наследству.
А Нина Васильевна даже последние годы проводит
свободные часы в нашем Нижегородском государственном областном архиве и
выискивает документы, рассказывающие, кто были родители ее мужа Владимира,
дедушки, прадедушки, прапрадедушки. Хочет она, чтобы сын — Алексей гордился
своими предками, которые служили государю и государству.
Привело ее, Нину Васильевну, в архив одно простое
обстоятельство: когда родилась у нее 27 мая 1998 года внучка Елизавета, стало
им с мужем интересно, а кто же был в «седьмом колене» у крошечного родного
создания.
Десять стандартных листов бумаги лежат на моем письменном столе.
Когда-то собрались мы в ресторане «Бурлацкая слобода» отмечать значимую дату —
20 лет со дня окончания школы. А перед тем как начать пить напитки «сердечной
дружбы» школьной и взаимовыручки, самые грамотные из нас написали клятву, под текстом
которой каждый выпускник 1965 года расписался. В клятве было много всяких обязательств
— что-то я помню:
— хранить верность нашей
школьной дружбе;
—
помочь устроить в институт сына, дочку, внука,
внучка;
—
помочь устроить в детский садик внуков и внучек;
— помочь устроить на работу
школьного друга или
подружку;
— всегда
помнить, что ты выпускник 4-й школы 1965 года;
— всегда помогать друзьям по
совместной учебе.
У кого-то из моих одноклассников, наверное, сохранилась эта клятва с
подписями.
А 9 июня 2005 года собрались мы, уже поседевшие
дедушки и бабушки, в ресторанчике Дома ученых — и говорили тосты, поминали уже
оставивших нас друзей-товарищей, и получилось так, что перемолвился между
тостами я несколькими словами с Ниной, которая мне рассказала о своих исследованиях.
Исполняя клятву, под которой расписался я сам лично и
мои друзья-одноклассники в «Бурлацкой слободе», я публикую документы из
Нижегородского архива, помогая однокласснице.
Тут же присоединяюсь к Нине Васильевне Успенской с
благодарностью дорогим моему сердцу труженикам областного архива, которых
указала в своем письме моя одноклассница, особо выделяя директора — Виктора
Алексеевича Харламова и заведующую читальным залом Галину Алексеевну
Дё-минову.
Уж больно они хлопочут, когда я прихожу работать в архив, пишет Нина,
а Виктор всегда меня еще и чаем поит с конфетами.
Итак, фотография и документ, говорящий, кто есть кто в
управлении Нижегородской губернией в начале уже убежавшего двадцатого века.
Что можно мне, Лене Грузману, сказать о лицах девяти
человек, смотрящих мне в глаза со старинной фотографии?
Ох и досталось же им и их потомкам, носителям русской
духовности, в годы революции и гражданской войны!
Вот как раз над такими людьми — цветом нации —
глумились кухарки и дворники, начавшие управлять государством.
431
Рожденные и выросшие для
созидательной жизни, получившие образование, готовые к деятельности просветителей,
они пронесли свои жизни через горнило страданий и мученическими своими смертями
доказали присутствие добра в этом мире.
Всматриваясь в документ, вижу уже знакомые фамилии — и
точно знаю, что вице-губернатор Сергей Иванович Бирюков — дедушка Маши
Зелькиной, в доме которой я бывал очень часто, и портрет генерала находился в
библиотеке Бориса Ароновича Зель-кина, мужа Маши, дочери нижегородского
писателя Нила Сергеевича Бирюкова.
Борис Зелькин, Софья Львовна
Кубанская, Соломон Франкович Вайншток на протяжении тридцати лет заполняли
стандартные учетные карты, в которых заносили сведения о наиболее значимых в
нижегородском обществе евреях.
432
Дойдут ли мои руки до
той картотеки, которую мне посчастливилось спасти от уничтожения?..
Много лет я помогал Борису Зелькину просто жить, ибо
очень тяжелому заболеванию был подвержен его организм.
Незадолго до своей кончины просил меня Борис и его
жена, внучка последнего вице-губернатора, обработать имеющиеся карточки и
издать книгу — две с половиной тысячи заполненных карточек было в том собрании.
После разорения музея Нижегородской синагоги картотека
оказалась выброшенной на чердак. Где были наши нижегородские «культурные»
евреи, когда крушилась еврейская память на их глазах?! Даже полотна художников
изорвали и выкинули вначале на чердак, а потом.
Выжила картотека во времена «еврейской нижегородской синагогальной
революции». Кто был атеистом — тот стал истово набожным за считанные дни, он и
крушил музей
412-420 420-432 433-446