229-239
Это красивый, очень красивый город с изящной Волжской набережной, с провинциально-простодушными людьми, среди которых жили и труженики-евреи — инженеры, врачи, музыканты, учителя, военнослужащие, преподаватели университета, работники советских и партийных органов. Немножко еврейского генофонда еще сохранилось в том хорошем городе, где по весне едят цветную крапиву, которую продают около автостанции и на базаре из мешков мисками-мерками, и где кокай-шурпа* — национальное блюдо.
Я когда-то в ресторане «Чувашия» ужинал вместе с Юрием Ивановичем Опалевым. Я с удовольствием
232
съел тарелку чувашского
супа. Опалев ел и чертыхался, ему не нравилось.
А на горе Кеннеди гулянье набирало силу. Музыка, песни, танцы, игра в воланчик, мангалы, запах жареного мяса.
Я ушел побродить вглубь леса, хотел побыть один и полюбоваться израильскими красотами, которые в моем сознании сливаются с красотами Чувашии, Мордовии, Карелии, Забайкалья, Нижнего Ивкина.
Я присел на камень под двумя израильскими пихтами. Аромат от пихтовых лап Иерусалимского леса был таким же, как в кировской тайге.
Там, в Ивкине, я парился в сельской бане «по-черному», хлестал себя пихтовым веником.
После бани я более суток источал аромат камфарного масла, который почувствовал и здесь, в гуще леса на горе имени убитого американского президента.
Я смотрел на гребни Иудейских гор, которые уже были ниже моего местонахождения и упирались в послеполуденный, слегка затянутый белыми облаками небосвод. В сознании возникали горные лесные пейзажи когда-то виденных гор Прикарпатья и Черноморского побережья Кавказа.
Только велением Духа Превечного можно создать красоты горных лесных пейзажей, почти одинаковых при первоначальном взгляде и совсем различных по духовосприятию.
Есть поучение мудрецов, которые записали: «Когда Превечный творил мир, он создал десять красот. Одну красоту он отдал миру, а девять — Святой земле».
Наверное, сидя под израильскими пихтами и вдыхая ароматы зеленого покрова весенней растительности горы Кеннеди, я как-то по-особенному почувствовал красоту живой233
природы, которая «вдыхалась» мною, через прочувствованные взгляды входила в мое духовное Я.
И эта открывавшаяся панорама все крепче связала меня со Святой Землей.
Здесь Превечный явился еврейскому патриарху Аврааму и сказал: «Я приумножу тебя. И будет твоих потомков столько, сколько звезд на небе. Им, потомкам твоим, отдам я в наследие эту землю. Чтобы жили они и исполнением заповедей Моих прославляли имя мое в этом мире.»
Красиво прописанные слова Пятикнижия можно легко прочувствовать, любуясь весенним вечнозеленым израильским лесом.
А на меня, сидевшего нкамне, набрел Дани — музыкант, живущий в Ашдоде, а до этого живший в Дербенте.
234Улыбаясь, он сказал: «Мне кажется, что эти горы пришли сюда из Дагестана. Ой, нет! Наоборот: к нам в Дагестан горы пришли из Израиля. Наши старейшины говорили, что все началось от Израиля. Но сейчас в Дербенте уже почти нет евреев. Мы, горские евреи, еще долго будем помнить Дагестан. Мы любим родные места, они такие же красивые, как наши, израильские».
Я дышал израильским воздухом и слушал приятного, обходительного, тактичного сына Кавказских гор, живущего в Израиле и забывающего о том, что когда-то всей нашей бывшей родиной правил «горец», замучивший тысячи музыкантов, поэтов, писателей, философов, художников, ученых.
В горах мы сами чувствуем себя немного горцами, благодаря чему мы слышим в чудном лесу чудную музыку жизни сказочного леса и сказочных гор, а улыбка горца Дани235
все это объединяла. Дани очень обходителен в общении с людьми.
Потихоньку мы с Дани-горцем возвращаемся в зону отдыха.
А там все продолжается: шашлык, водка, сок, виноград, коньяк, шашлык, сок, яблоки. Бренчит гитара, звучит музыка из транзистора, танцуют друзья перед тем, как выпить.
Как в анекдоте:
— Что значит «выпить на посошок»? Посошок — это посох, а посох — это палка. Так посошок значит, что гостей палкой пора гнать.
.Кто-то ожесточенно спорит на иврите. Но иврит еле пробивается через гомон русской речи. Все расслабились, и новые силы приходят к жителям Святой земли. Им предстоит новая тяжелая, но интересная трудовая неделя жизни. И мы пьем «на посошок».
Домой меня привез Леонид. Он зашел ко мне, прочитал автограф на титульном листе книжки «Виадук», где было написано: «Многоуважаемому Липе, благородному еврею и вдохновителю еврейской общины в Чебоксарах. 28.08.1977 г. М. Шерц».
Леня посмотрел и мой фотоархив, где на одной из фотографий был запечатлен и он с женой и детьмиС теплыми чувствами Леонид поехал в Хайфу, взяв мои книги,
чтобы передать их моему другу-земляку Грише Лопа-тинскому, он этих книг уже давно дожидается.
Уезжая от меня Леонид улыбнулся и сказал: «Липа, разве мы могли предполагать восемь лет назад, что вот так встретимся в израильском лесу? Неисповедимы пути Всевышнего».
Дорогой читатель, все же пару фотографий я в этой тетради помещаю.
Благородный еврей Менахем Шерц, прожив сознательную жизнь честным, добродетельным человеком, а в годы социалистического строительства таких людей было много, уже в преклонных летах пришел в синагогу и приобщился в молитве и чтении Пятикнижия к вечноживущему своему еврейскому народу. Он в моей доброй памяти, как и прекрасный волжский
236город Чебоксары, сосед моего родного Нижнего Новгорода.
11 сентября 2005 года. Иерусалим. Сегодня в Нижнем Новгороде — День города. Хочется туда, на площадь Минина.
Так же память будоражит Нью-Йорк. 1 сентября 2001 года мой старший сын со всей своей семьей был на смотровой площадке одного из зданий «Близнецов»... Вечером 19 февраля 1993 года и я стоял под «Близнецами», желая увидеть снизу верхушку зданий. Голова даже слегка закружилась после того, как мои глаза «охватили» картину крыши на фоне звездного неба. А сегодня мир уже отмечает четвертую годовщину страшной трагедии.
Что еще могут натворить коварные дети Востока?..
237
ТЕТРАДЬ ДЕСЯТАЯ
Вечер 11 сентября 2005 года.
Письменный стол притянул к себе каким-то мощным магнитом. В еврейском летоисчислении идет последний месяц 5765 года..
Месяц элул — месяц покаяния и месяц подготовки к Новому еврейскому году.
.Подходит к концу седьмой год моей жизни в Израиле.
Мудрецы постановили, что человек в каких-то особых случаях может сам составлять молитвы, лишь бы они шли от сердца.
Моя молитва в месяц элул в Иерусалиме: «Кто благословил праотцов еврейского народа — Авраама, Ицхака и Яакова, благослови всех праведников и жен их, и детей их, и внуков их, родных и близких их. Праведность и справедливость дают смысл жизни.
О Святой Тв-рец! Если бы не праведники в еврейском народе. О Святой Тв-рец! Если бы не праведники в народах мира, противна и печальна была бы жизнь злодея среди злодеев...
Спасаешь Ты род людской от злодеев. Рушатся их замыслы. Затыкаешь злые рты их ты колом осиновым, надеваешь на их глаза Ты пелену непроглядную и спасаешь от их злодеяний праведников и справедливых людей.
237
Прошу Тебя, отведи от меня болезни, дай мне силы, убери из меня хворь духа. Прости грехи. Дай удачу в делах моих — делах повествователя.
Если не я, то кто? Кто расскажет людям о жизни моей, Тобой мне подаренной — уникальной жизни. Нет другого человека во всем земном мире, который прожил бы мою жизнь.
И пишу я во славу Имени Твоего, так как все от
Тебя.
Без прошлого нет будущего.
Живя в своем прошлом, я живу в Твоем Будущем. Прими молитву мою.
Творящий мир в Небесах, даруй жизнь и мир народу, в котором я родился, в котором рос и в котором живу.
Некуда мне уйти от народа своего и от Тебя.
Есть люди-образы, есть люди-легенды, есть просто люди. Что они значат без благословения Твоего?
Что значу я, затерянный в шести миллиардах человеческих созданий Твоих? Один я из пятнадцати миллионов евреев, разбросанных по многим странам и народам мира.
Услышь меня, загляни в меня, посмотри на меня; дай силы в воспоминаниях пережить мне то, что уже пережито, увидеть то, что уже видано, услышать то, что уже было слышано.
Живу я сейчас в своем прошлом, а значит, живу я в Твоем Будущем.
Все, что написано мною, принадлежит Тебе и народу моему, и нижегородцам вместе с городом моим родным Нижним Новгородом, и любимому городу моему Иерусалиму и стране моей многострадальной — России, и Святой земле — колыбели человеческой цивилизации, и государству моему — совсем недавно возрожденному Израилю.
Прими, прими молитву мою.
Прости, прости грехи мои, как все люди, в грехах я.
Ты милосердный. Нет никого, кроме Тебя, Единого и Предвечного.
Ты послал мне удачу в жизни. Я — Липа Грузман. Ты прощал грехи праотцам моим, так как я живу и жив народ мой. Прости и меня.
Я славлю имя Твое. Ты — Б-г! Ты — Один. Ты даровал мне долгую уникальную жизнь.»
11 сентября 2005 года. Поздний вечер.
В Нижнем отгремел салют в честь Дня города. В Нью-Йорке горят свечи в память о погибших. Над Иерусалимскими горами горят звезды.
Я пишу.
239
В сентябре 1959 года
всех временных жильцов из бывшей лютеранской кирхи выселили. Мои самые