229-239
Это красивый, очень красивый город с изящной Волжской
набережной, с провинциально-простодушными людьми, среди которых жили и
труженики-евреи — инженеры, врачи, музыканты, учителя, военнослужащие,
преподаватели университета, работники советских и партийных органов. Немножко
еврейского генофонда еще сохранилось в том хорошем городе, где по весне едят
цветную крапиву, которую продают около автостанции и на базаре из мешков
мисками-мерками, и где кокай-шурпа* — национальное блюдо.
Я когда-то в ресторане «Чувашия» ужинал вместе с Юрием
Ивановичем Опалевым. Я с удовольствием
232
съел тарелку чувашского
супа. Опалев ел и чертыхался, ему не нравилось.
А на горе Кеннеди гулянье
набирало силу. Музыка, песни, танцы, игра в воланчик, мангалы, запах жареного
мяса.
Я ушел побродить вглубь леса, хотел побыть один и полюбоваться
израильскими красотами, которые в моем сознании сливаются с красотами Чувашии,
Мордовии, Карелии, Забайкалья, Нижнего Ивкина.
Я присел на камень под двумя израильскими пихтами. Аромат от пихтовых
лап Иерусалимского леса был таким же, как в кировской тайге.
Там, в Ивкине, я парился в сельской бане «по-черному»,
хлестал себя пихтовым веником.
После бани я более суток источал аромат камфарного
масла, который почувствовал и здесь, в гуще леса на горе имени убитого
американского президента.
Я смотрел на гребни Иудейских гор, которые уже были ниже моего
местонахождения и упирались в послеполуденный, слегка затянутый белыми облаками
небосвод. В сознании возникали горные лесные пейзажи когда-то виденных гор
Прикарпатья и Черноморского побережья Кавказа.
Только велением Духа Превечного можно создать красоты
горных лесных пейзажей, почти одинаковых при первоначальном взгляде и совсем
различных по духовосприятию.
Есть поучение мудрецов, которые записали: «Когда
Превечный творил мир, он создал десять красот. Одну красоту он отдал миру, а
девять — Святой земле».
Наверное, сидя под израильскими пихтами и вдыхая ароматы зеленого покрова
весенней растительности горы Кеннеди, я как-то по-особенному почувствовал
красоту живой
233
природы, которая «вдыхалась» мною, через
прочувствованные взгляды входила в мое духовное Я.
И эта открывавшаяся панорама все крепче связала меня
со Святой Землей.
Здесь Превечный явился
еврейскому патриарху Аврааму и сказал: «Я приумножу тебя. И будет твоих
потомков столько, сколько звезд на небе. Им, потомкам твоим, отдам я в
наследие эту землю. Чтобы жили они и исполнением заповедей Моих прославляли имя
мое в этом мире.»
Красиво прописанные слова Пятикнижия можно легко
прочувствовать, любуясь весенним вечнозеленым израильским лесом.
А на меня, сидевшего нкамне, набрел Дани — музыкант,
живущий в Ашдоде, а до этого живший в Дербенте.
234
Улыбаясь, он сказал: «Мне кажется, что эти горы пришли сюда из
Дагестана. Ой, нет! Наоборот: к нам в Дагестан горы пришли из Израиля. Наши
старейшины говорили, что все началось от Израиля. Но сейчас в Дербенте уже
почти нет евреев. Мы, горские евреи, еще долго будем помнить Дагестан. Мы любим
родные места, они такие же красивые, как наши, израильские».
Я дышал израильским воздухом и слушал приятного, обходительного,
тактичного сына Кавказских гор, живущего в Израиле и забывающего о том, что
когда-то всей нашей бывшей родиной правил «горец», замучивший тысячи
музыкантов, поэтов, писателей, философов, художников, ученых.
В горах мы сами чувствуем себя немного горцами, благодаря чему мы слышим в
чудном лесу чудную музыку жизни сказочного леса и сказочных гор, а улыбка горца
Дани
235
все это объединяла. Дани очень обходителен в общении с
людьми.
Потихоньку мы с Дани-горцем возвращаемся в зону
отдыха.
А там все продолжается: шашлык, водка, сок, виноград,
коньяк, шашлык, сок, яблоки. Бренчит гитара, звучит музыка из транзистора, танцуют
друзья перед тем, как выпить.
Как в
анекдоте:
— Что значит «выпить на посошок»? Посошок — это посох,
а посох — это палка. Так посошок значит, что гостей палкой пора гнать.
.Кто-то ожесточенно спорит на иврите. Но иврит еле
пробивается через гомон русской речи. Все расслабились, и новые силы приходят к
жителям Святой земли. Им предстоит новая тяжелая, но интересная трудовая
неделя жизни. И мы пьем «на посошок».
Домой меня привез Леонид. Он
зашел ко мне, прочитал автограф на титульном листе книжки «Виадук», где было
написано: «Многоуважаемому Липе, благородному еврею и вдохновителю еврейской
общины в Чебоксарах. 28.08.1977 г. М. Шерц».
Леня посмотрел и мой фотоархив, где на одной из фотографий был запечатлен и
он с женой и детьми
С теплыми чувствами Леонид поехал в Хайфу, взяв мои
книги,
чтобы передать их моему другу-земляку Грише
Лопа-тинскому, он этих книг уже давно дожидается.
Уезжая от меня Леонид улыбнулся и сказал: «Липа, разве
мы могли предполагать восемь лет назад, что вот так встретимся в израильском
лесу? Неисповедимы пути Всевышнего».
Дорогой читатель, все же пару фотографий я в этой тетради помещаю.
Благородный еврей Менахем Шерц, прожив сознательную
жизнь честным, добродетельным человеком, а в годы социалистического
строительства таких людей было много, уже в преклонных летах пришел в синагогу
и приобщился в молитве и чтении Пятикнижия к вечноживущему своему еврейскому
народу. Он в моей доброй памяти, как и прекрасный волжский
236
город Чебоксары, сосед
моего родного Нижнего Новгорода.
11 сентября 2005 года.
Иерусалим. Сегодня
в Нижнем Новгороде — День города. Хочется туда, на площадь Минина.
Так же память будоражит
Нью-Йорк. 1 сентября 2001 года мой старший сын со всей своей семьей был на
смотровой площадке одного из зданий «Близнецов»... Вечером 19 февраля 1993
года и я стоял под «Близнецами», желая увидеть снизу верхушку зданий. Голова
даже слегка закружилась после того, как мои глаза «охватили» картину крыши на
фоне звездного неба. А сегодня мир уже отмечает четвертую годовщину страшной
трагедии.
Что еще могут натворить
коварные дети Востока?..
237
ТЕТРАДЬ ДЕСЯТАЯ
Вечер 11 сентября 2005 года.
Письменный стол притянул к себе каким-то мощным
магнитом. В еврейском летоисчислении идет последний месяц 5765 года..
Месяц элул — месяц покаяния и месяц подготовки к
Новому еврейскому году.
.Подходит к концу седьмой год моей жизни в Израиле.
Мудрецы постановили, что человек в каких-то особых
случаях может сам составлять молитвы, лишь бы они шли от сердца.
Моя молитва в месяц элул в Иерусалиме: «Кто благословил праотцов
еврейского народа — Авраама, Ицхака и Яакова, благослови всех праведников и
жен их, и детей их, и внуков их, родных и близких их. Праведность и
справедливость дают смысл жизни.
О Святой Тв-рец! Если бы не
праведники в еврейском народе. О Святой Тв-рец! Если бы не праведники в
народах мира, противна и печальна была бы жизнь злодея среди злодеев...
Спасаешь Ты род людской от злодеев. Рушатся их
замыслы. Затыкаешь злые рты их ты колом осиновым, надеваешь на их глаза Ты
пелену непроглядную и спасаешь от их злодеяний праведников и справедливых
людей.
237
Прошу Тебя, отведи от меня болезни, дай мне силы,
убери из меня хворь духа. Прости грехи. Дай удачу в делах моих — делах
повествователя.
Если не я, то кто? Кто расскажет людям о жизни моей,
Тобой мне подаренной — уникальной жизни. Нет другого человека во всем земном
мире, который прожил бы мою жизнь.
И пишу я
во славу Имени Твоего, так как все от
Тебя.
Без
прошлого нет будущего.
Живя в своем прошлом, я живу в Твоем Будущем. Прими
молитву мою.
Творящий мир в Небесах, даруй жизнь и мир народу, в
котором я родился, в котором рос и в котором живу.
Некуда
мне уйти от народа своего и от Тебя.
Есть люди-образы, есть люди-легенды, есть просто люди.
Что они значат без благословения Твоего?
Что значу я, затерянный в шести миллиардах человеческих
созданий Твоих? Один я из пятнадцати миллионов евреев, разбросанных по многим
странам и народам мира.
Услышь меня, загляни в меня, посмотри на меня; дай
силы в воспоминаниях пережить мне то, что уже пережито, увидеть то, что уже
видано, услышать то, что уже было слышано.
Живу я сейчас в своем прошлом, а значит, живу я в
Твоем Будущем.
Все, что написано мною, принадлежит Тебе и народу
моему, и нижегородцам вместе с городом моим родным Нижним Новгородом, и
любимому городу моему Иерусалиму и стране моей многострадальной — России, и
Святой земле — колыбели человеческой цивилизации, и государству моему — совсем
недавно возрожденному Израилю.
Прими,
прими молитву мою.
Прости,
прости грехи мои, как все люди, в грехах я.
Ты милосердный. Нет никого, кроме Тебя, Единого и
Предвечного.
Ты послал мне удачу в жизни. Я — Липа Грузман. Ты
прощал грехи праотцам моим, так как я живу и жив народ мой. Прости и меня.
Я славлю имя Твое. Ты — Б-г! Ты — Один. Ты даровал мне
долгую уникальную жизнь.»
11
сентября 2005 года. Поздний вечер.
В Нижнем отгремел салют в честь Дня города. В
Нью-Йорке горят свечи в память о погибших. Над Иерусалимскими горами горят
звезды.
Я пишу.
239
В сентябре 1959 года
всех временных жильцов из бывшей лютеранской кирхи выселили. Мои самые
224-228 229-239 240-247