Tel: 972-544-889038
|
234 - 251 Вдруг, неожиданно, меня слегка хлопнули сзади по плечу. Громкий, приятный, но слегка осипший голос запел за моей спиной: «Шумел камыш, деревья гнулись, А ночка темная-а была…» Я обернулся и увидел давно знакомых мне иерусалимских бомжей — Маркушу, Яшуху, Генаху и Санчо Пансу. Было видно, что компания уже наколобродилась по Иерусалиму, сейчас, поддатенькие, веселенькие дружки возвращаются в гостиницу «Северная». День-то уже незаметно пошел на убыль, к вечеру Пропевший куплет русской народной песни Маркуша улыбнулся, а Санчо Панса обратился ко мне: — Иесса, в России в светлые дни СССР — пели лирические и народные песни, а здесь все по-другому… Ну и вопли же у черношляпых: «Сиониииизм — это фашиииизм. Ясер Ара- фаааат — наш брааат…» Ладно, на войну не идут, так хоть пусть не гадят! М-м-мы-то ведем себя п-по-иному: вежливо ш- ш-шекели с-с-собираем. И нам у-у-уже есть, на что вмазать по- по-поутрянке! Генаха хлопнул Санчо Пансу по плечу: — Помолчал бы ты пару минут! Ты — что пьяный, что трезвый, всегда заикаешься и всегда больше всех болтаешь. Дай и мне сказать что-нибудь. И тут же обратился ко мне: — Иесса, посмотри на это! — и он пальцем указал на про- тивоположную сторону, где над кучкой демонстрантов рас- кручивались два черных флага и продолжался гомон. – Зако- сели, паразиты, от изучения своих священных книг, все мозги проели, в натуре. Они трезвые-то дурее нас пьяных. В армию бы здоровым мужикам, а не на улицах в грязных штанах ми- тинговать! У-у, придурки в лаптях! После этих слов Генаха приставил указательный палец правой руки к виску и покрутил им. Компания поддержала 235 дружка, и все вместе они, смеясь и ругаясь, адресовали раз- веселые жесты и выкрики гомонившей демонстрации ульт- раортодоксов. «Богобоязненные» и «милосердные» быстро среагировали на ужимки похмельной братии — и несколько голосов, только что рьяно распевавших псалмы царя Давида, стали в адрес «противников» выдавать универсальное израильское ругатель- ство, которое переводится как «Вы, русские, — дети гулящей матери, то есть зоны...» Похмельная четверка бывших советских интеллигентов — Маркуша, Яшуха, Генаха и Санчо Панса — обиделась. Каж- дый из них начал выдавать такие вариации перевода ругатель- ства, что их, кажется, поняли даже через шум проезжающих машин «пингвины»1 на противоположной стороне улицы. У меня, сапожника, конечно, уши не завяли, и я не покрас- нел от обилия родных русских слов, летящих мимо меня… Я нашел себе занятие: стал подсчитывать количество синонимов, соответствующих в русском языке кратенькому ивритскому ругательству, — их оказалось больше десятка. Да-а, велик и могуч наш язык, скажу я вам! Даже мысль «Знай наших!» про- летела в моем сознании. Я кайфовал от «бесплатного кино», которое вдруг пополни- лось еще одной сценой (притом — с русскими «субтитрами»). * * * На проезжавшем мимо ортодоксов маршрутном автобусе бы- ло размещено четыре приклеивающихся рекламных плаката. Какая-то фирма, торгующая женской косметикой, заключи- ла контракт с автобусной компанией о рекламной акции на бортах курсирующих по городским маршрутам нескольких автобусов. Миловидная белокурая красавица с очень яркими фиолетовыми губами сразу привлекала внимание прохожих, уж потом взгляд переходил на текст, рекламирующий какой-то парфюм с помощью этой блондинки. 1 Насмешливое прозвище ультраортодоксов, которые одеваются только в черные костюмы с белыми рубашками. 236 Автобус притормозил, остановившись перед перекрестком, — загорелся красный сигнал светофора. Побагровевший от орания в толпе демонстрантов молодой, но уже нажравший пузцо знаток Торы, Талмуда, Поучений от- цов и прочих священных книг, вдруг резко выскочил из толпы ругающихся нецензурной бранью горлопанов и, несмотря на значительные свои габариты, обтянутые поверх засеревшей рубашки еще и жилеткой в пятнах, лихо подпрыгнул к окнам стоящего автобуса и ногтем большого пальца подцепил край рекламного плаката. Потом, ухватив большим и указательным пальцами, как рачьей клешней, край плаката, изо всех сил дер- нул. Под восторженные вопли «Нетурей Карта» он отодрал половину лица и фиолетовых губ белокурой фотокрасавицы от корпуса автобуса. Комкая и разрывая дорогостоящую глянцевую бумагу, «раввин» орал: — Позор государству сионистов! Водитель, увидевший в боковое зеркало, что рекламный плакат на его автобусе безнадежно испорчен, среагировал с восточной горячностью: быстро открыл переднюю дверцу ав- тобуса, наполовину высунулся из нее и от души плюнул на изжеванную раввинскую шляпу разбуянившегося демонстран- та. И еще раз, и еще! Плевки сопровождались выкриками, только что услышанными от «русских» забулдыг: — Комиссара чэрношляпая! — Иды к е…ный мат! Но вот загорелся зеленый свет, водитель захлопнул дверь и медленно тронулся в путь. Толпа демонстрантов припустила вслед за автобусом, вы- крикивая ругательства и в адрес изображенной на испорчен- ном их руками плакате обворожительной фотомодели, и в ад- рес водителя, так энергично ее защищавшего Четверка веселых и довольных «русских», гогоча, провожа- ла демонстрантов в сторону центральной площади квартала Меа Шеарим — Кикар Шабат (Площади Субботы). 237 Мне было весело от увиденного — «бесплатное кино» про- должалось. * * * На этот раз, на следующем мимо проезжавшем автобусе красовался плакат религиозного лидера — Любавичского Ре- бе. Подпись под портретом гласила, что на глянцевой бумаге изображен Царь-Мессия. Поднятая вверх развернутая ладонь руки Ребе объединяла последнего духовного лидера «Хабада» со многими ушедшими в лучший мир лидерами. Так и каза- лось, что сейчас он скажет что-то вроде «Верной дорогой иде- те, товаищи!» Медленно проплывавший мимо нас плакат на этот раз на- чал оплевывать Маркуша. Язык и губы плюющегося «алко- навта» выкрикивали: — Во! Точь-в-точь с таким же портретом «доброго дедуш- ки» его посланнички у нас в Поволжске объявились! Еще то- гда понять ничего было нельзя: то ли умер мужик, то ли лично их во многие страны посылает… Типа «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!» Посланнички эти и выпить были не дураки, и орали- кричали, и пели-плясали — лишь бы убедить коммунистов, у которых еще складочка-то от партбилета на кармане пиджака не разгладилась, поверить в чудодейственность «великого гла- вы нашего поколения». Вот и я поддался на ихнюю лживую пропаганду! Институт бросил, с русской женой развелся, в ешиве начал учиться — всё чуда ждал. А посланнички в это время с моей фотографией и фотками других таких же, как я, придурков носились по Америке и у богатых евреев деньги выманивали — для спасе- ния братьев из духовного плена. Теперь, когда я этот портрет вижу, мне тут же плевать хо- чется. Я и плююсь! И еще один плевок полетел вдогонку улыбающемуся де- душке с призывно воздетой рукой. 238 Вторя разошедшемуся в воспоминаниях и эмоциях Марку- ше, двое сатмарских хасидов, проходивших мимо, тоже по- плевали в сторону «конкурирующей фирмы» — портрета лас- кового дедулечки, указующего нам путь. Сатмарцы свои плев- ки сопровождали словами на внятном русском языке: — Он — осел Ленин! — Он — осел Сталин! — Для нас, сатмарских, он никто! — Мы его презираем! А тут и тощенький, болезненный с конопляно-редкой бо- родкой еврей-митнагед, ярый противник хасидизма, добавил плевок в сторону «Царя-Машиаха». На этом был закончен очередной фрагмент «бесплатного уличного кино» в одном из религиознейших кварталов Иеру- салима. Последняя сцена вызвала в моем сердце горькое чувство обиды за то, что в тяжкие дни войны, когда гибнут наши дети, ортодоксы плюются, как несовершеннолетки, радуя антисеми- тов. И в эти минуты к нам подошли возвращавшиеся из центра города Есюха, Каганович и Пряник, который крутил указа- тельным пальцем у виска, неизвестно кому адресуюя между- народный жест. Приятели уже несколько дней «были в завязке», то есть не употребляли алкоголь после предыдущих запойных дней. Веселый, улыбающийся Есюха снял со своей головы чер- ную раввинскую шляпу и предложил ее Маркуше со словами: — Братан, можешь поносить мою кормилицу-шляпенцию, пока я в завязке! Она мне сейчас не нужна. Вот как опять за- висну, стану прикидываться нищим религиозником возле рын- ка, тогда уж и заберу шляпуху себе. А сейчас она тебе нужнее. Я в группе веселых и находчивых, особых жителей Иеруса- лима — направился на веранду гостиницы «Северная». Там уже отдыхала кучка таких же бомжей, недавно вернувшихся из центра города. Двое — дрыхли пьяным сном на диванах, стоящих на веранде. Четверо, сидя за журнальным столиком, потягивали кофе. Хочется обмолвиться парой слов о гостинице-ночлежке, в которой проводят вечер и ночь так называемые обитатели «из- раильского дна». Чистые, обихоженные спальные номера — со свежим по- стельным бельем, душем, туалетом, кондиционером, необхо- димая мебель для каждого приписанного к социальной службе больного алкоголизмом или наркоманией человека, потеряв- шего семью, жилье, работу. Перед тем, как отправиться спать, неудачники, собранные в гостинице «Северная» отдыхают в центральном холле или под вечнозеленой кроной из лиани- стых кустарников террасы, прилепившейся к центральному подъезду гостиницы. На иврите терраса называется гиной — по краю посажены вьющиеся кустарники, верхушки ветвей которых заплетаются между собой в натуральный навес, под которым прохлада и аромат зелени и цветов создают особую атмосферу. В интерьерах центрального холла и гины чинно расставле- ны экспонаты из коллекции хозяина заведения, рассказываю- щие о быте и ремеслах Государства Израиль во время его ста- новления. То есть, войдя в гостиницу, человек попадает в ушедшее время, о котором рассказывают верстак жестянщика, верстак столяра, три швейные машинки «Зингер», керогазовая салон- ная лампа, алюминиевый молочный бидончик, ручная мясо- рубка, ручная дрель, коловорот, настенная ручная кофемолка, стеклянный, в виде виноградной кисти, графин без пробки, ламповый радиоприемник, большой медный ковш, русский самовар, несколько подсвечников, пасхальное медное блюдо с шестью углублениями для ритуальных яств… А на стенах висят старые фотографии с лицами предков, родителей, раввинов, хозяина и хозяйки, графические миниа- тюры старого Иерусалима, зеркало в ажурной раме… В центре у стола — изящная фарфоровая ваза с ветками ис- кусственных цветов и листьев — на подставке, сотворенной в кустарной мастерской столяра-краснодеревщика. 242 Все старые антикварные вещи радуют глаз, увязывая уле- тевшие времена с современным ходом истории при помощи большого современного телевизора «Шарп», экран которого виден из-за стойки-бюро строгого администратора и доступен всем посетителям гостиницы, отдыхающим после «трудового дня» в холле. Социально-бытовые условия жизни иерусалимских бомжей делают их совершенно непохожими на «братьев по классу», живущих в России. Колодцы теплотрасс, сырые, заваленные хламом темные подвалы домов, брошенные, с дырявыми крышами гаражи, запаученные холодные чердаки, обледенелые подъезды домов — очень часто в этих закутках российские бесприютники про- водят последние минуты своей жизни. Общество, допустившее падение своих сограждан до пол- ной потери нормального человеческого образа жизни, ничем и никак не искупает своей вины перед последними… * * * А в гостинице «Северная» время подходило к коротким из- раильским сумеркам. Кто-то из постояльцев «ночлежки» спал сном малого ре- бенка, кто-то, освежаясь кофе, мутным взором смотрел в сто- рону экрана телевизора… А «завязавшие» с пьянкой — Есюха, Лазарь Моисеевич Каганович и Яшуха, уже усевшись напро- тив телевизора, созерцали происходящее. В программе «Особое мнение» канала RTVi был перенакал страстей. Телефонный звонок от некоей Галины Петровны вы- плеснул в эфир ее злобу и негодование по поводу уничтоже- ния головорезов, окопавшихся в Ливане: — Почему Израиль бесчинствует в Ливане? Все страны и народы с гневом и презрением относятся к еврейскому госу- дарству, позволяющему себе уничтожать «несчастных»! Есюха выдохнул в телеэкран, адресуясь к невидимой Гали- не Петровне: 243 — Су-ука! Когда же в России народ-то поумнеет? Неужели Хатаб со своей братвой ничему не научил русских? А взрывы в Москве, Волгодонске, Чечне? Дура-б…дь! Не понимает, что Израиль колотит головорезов, которые могут в любой день оказаться в Москве или каком-то другом городе… С арабами небритыми целуются, вражины! И эта баба — тоже враг, да! После этой мощной реплики Есюха обратился ко мне: — Пока разные твари рычат на Израиль, дай-ка я дойду до своей шконки, под ней ботинки лежат, которые я тебе, Иесса, продаю всего за пятьдесят шекелей. В магазине «Рабочая оде- жда» такие бахилы вытягивают на все сто двадцать! Мне их в Американском благотворительном центре презентовали — думали, ага, что я на стройку пойду работать… Ошибочка вышла, благодетели! Я там заодно и шляпу, как у ешиботника, прихватил. Она на моем кумполе — и есть моя рабочая одеж- да, когда я пробки шкеляю1 около рынка. Есюха пошел, тяжело ступая слабеющими ногами. Дли- тельный запой отнял у него много сил. А с телеэкрана опять понеслись ругательства, но уже в сто- рону дирекции и журналистов RTVi — с обзыванием послед- них самым жутким советским словом: «сионисты». Из холла гостиницы «Северная» пошла ответная реакция. Вещал Лазарь Моисеевич: — А вдруг случится чудо? И гребаный российский патриот, воняющий на Израиль и евреев, обретет возможность приехать сюда на пару годков. Он же от зависти к евреям лопнет! Вон, глянь, как плюются гадкими словами — всё от зависти! А я спеть могу: Широка страна моя родная, Много в ней лесов, полей и рек – Я другой такой страны не знаю, Где так тяжко дышит человек. 1 Шкелять пробки – клянчить деньги (жарг.) 244 От Москвы до самых до колоний, С южных гор до дальних лагерей, Бомж везде проходит как калека Необъятной родины своей… Сколько мелодий советских песен евреи для них, идиотов, понаписали. А эта страна, тварь неблагодарная, посмотрела б на себя — сколько бед у россиян от того, что они лопают и пьют. Там же сдохнуть можно от алкоголя, а не пьешь — еще хуже! А здесь — благодать! Вот Яшуха умирал на улице. И что? Его «амбуланс» подобрал и в больницу свез, а не как в России — в вытрезвитель… Здесь и вытрезвителей-то никаких нету! А в больницах — как классно нас лечат! В это время на экране телевизора появилась знакомая рожа — писатель Александр Проханов. Лазарь Моисеевич отключил звук телевизора и направил свой речевой поток в сторону писателя-патриота, лицо которо- го постоянно менялось в мимических конвульсиях: — Ты, убогий почитатель умершей советской империи! Что ты имеешь в этой жизни, кроме ненависти к евреям и США? Ты же своей газетой «Завтра» только и можешь кормить народ «завтраками»! Народу кричишь «завтра», а сегодня — с «Ха- масом» в десны1… Можешь «в десны» с кем угодно. Мы, ев- реи, все равно хизбаллонов отколотим! Яшуха, переключи те- лик на другой канал, я этого беса драного не хочу видеть, а насчет слышать — то мы его и не слушаем! Яшуха выполнил указание вновь избранного председателя тусовки пьянчужек и переключился на другой российский ка- нал. А там, как говорится, «хрен редьки не слаще»: шлепая гу- бами, укоряет Израиль в неадекватности силового возмездия по отношению к Ливану, пригревшему «Хизбаллу» самый древний советско-российский шпион. Ой, простите, развед- чик… Который начал свою карьеру рыцаря черного плаща и 1 "В десны" – ритуал братания мафии (жарг.) 245 тонкого кинжала еще в эпоху великого Сталина. На редкость противно вещал с экрана этот старый, но неплохо сохранив- шийся Ххх… Этот ветеран-патриот отличается от Проханова тем, что его, прирожденного разведчика, родила на белый свет мама- еврейка. В остальном же — что Ххх, что Проханов похожи, как братья: тот с «Хамасом» целоваться готов, и этот. Тот с Саддамом Хусейном брат — и этот. Тот сирийского диктатора обнять рвется, и этот туда же. Наверное, о таких, как Ххх, говорят потихоньку: — Настоящий, преданный нашей стране патриот, хотя и еврей... * * * Что-то я заповествовался, всякие разные мыслишки на лист бумаги так и просятся — это, наверно, так получается потому, что лупоглазый разведчик-ветеран, экс-министр, журналист (тоже экс), ректор института (опять-таки бывший), советник (ну это всегда пожалуйста!) свои философские мыслишки из- лагает насчет бомбежки территории Ливана. Каждый «свое мнение», как две капли воды похожее на мнение остальных, высказывает. И мне, сапожнику, тоже что-то сказать надо. Мне-то никто не указ. До чего своей головой додумался, что своими глазами увидел, о том и рассказать хочется.. Вот и на- говорил-написал. * * * А Яшуха смотрел-смотрел на тайного еврея, слушал- слушал его речи — да и обратился к Лазарю Моисеевичу со словами: — Корифан ты мой по завязке! Прикажи-ка ты мне пере- ключиться на настоящую телевизионную эротику, надоела по- литическая российская порнуха! Мы — израильтяне, так на хера нам нужны Проханов и бывший министр? 246 Они на пару скоро, как наш Есюха шляпу черную раввин- скую на свою башку пялит, — чалму надрючат, галабию, чет- ки в лапу, и в Тегеран — «в десны», как «братья» с «братом». Ох и веселой же будет их голубая эротика! Каганович скомандовал: — Валяй, переключай на восемьдесят второй канал! В одно мгновенье лупоглазый разведчик-ветеран улетел с телеэкрана, и на голубом фоне замелькали голые тела трах- моделей. Как появился в холле Есюха, никто не заметил из-за сверхсо- средоточенности на просмотре «завлекательных» фрагментов. — «Секс в Лас-Вегасе»! — выкрикнул Есюха, узнавший мелькающие кадры на телеэкране. В одной руке он держал приготовленные для меня ботинки, в другой — целлофановый пакет, набитый русскоязычными газетами. — Иесса, ботиночки уже твои! Гони башли! А газеты мы, бросившие на время пить, сразу после просмотра эротики чи- тать будем. Ох, много их накопилось за время, когда мы не только читать, но и передвигаться толком не могли… Вот как бывает! А щас — хорошо: передохнуть, отлежаться, прийти в себя, газетку почитать… Яшуха, Лазарь Моисеевич у нас председатель, Маркуша — раввин, а ты, значит, должен быть комиссаром- политработником. Наша тусовка поручает тебе читать газеты вслух, а затем их комментировать. Вот меня когда-то в СССР на картошку посылали, в какие- то глухие дебри… Все крестьяне, конечно, от самогона угора- ли, а мы, студенты, работали и еще их агитировали за комму- нистические идеалы. Комсомолец Иосиф Миллер, лучший агитатор мехмата — вот как было! Есюха передал мне ботинки со словами: — Я уже никогда работать не буду. Трактор — железный, пусть он и работает! Я буду разбираться, какую религию мне исповедовать — может, еврейскую, шляпа-то у меня есть. Яшуха выключил телевизор. Секундная тишина воцарилась в холле, но ее тут же нарушил Фарид-дагестанец: 247 — Какие вам на … политинформации, комиссары и агита- торы, проповедники?! Если вы трое завязали — это не значит, что нас, бухающих, можно загружать. Есюха, ты полтинник от Иессы получил? Сходи-ка прогуляйся до маколета1! Купи бу- тылку «Голда» — она нам, не завязавшим, на всех в самую масть будет. Придумали же, пьяницы несчастные — политза- нятия, политзанятия… Но Есюха стоял на своем: — Конечно, спиртягу я покупаю. Но с религиями надо ра- зобраться. Я считаю, что самая лучшая для нас, бомжей, будет — Каббала. У нас мозги уже к этим галлюцинациям готовы. Ты, Фарид, мусульманином был, иудаизм принимал, с хри- стианами, что около Виссариона крутились, водку пил. Познал ты многое — но душа-то у тебя неспокойна! Так что, раз уж Маркуша у нас раввин, то пускай готовит нам уроки по Каббале! Книг и газет по этой «новой мировой религии» предостаточно. Прямо на тротуаре валяется. Меня такой подход не устраивает. И я хочу, чтобы «раввин» Мар- куша нам как можно больше рассказал о Каббале. В натуре, объясни, о чем пишут в газете «Каббала»? Маркуша допил кофе из одноразового стаканчика, бросил пе- нопластовую тару в корзинку с мусором и закричал раздраженно: — Я уже сколько раз всем говорил, что для бывших совет- ских граждан не существует никаких религий! Есть только ре- лигиозные шоу и показуха! А хорошо в религии только то, что Есюха, дядя Наум и Длинный при помощи черных шляп соби- рают деньги. И вообще, разволновали вы меня, Фарид и Есю- ха, не хочу с вами общаться! И еще более очумевший Маркуша ушел из холла гостиницы. * * * После ухода Маркуши с языка Яшухи полилось: — Вот так-то! В свое время этот наш «раввин» залез «не в свои сани». Вдруг возгорелся Маркуша любовью к хасидам 1 Маколет (ивр.) – небольшой частный продуктовый магазин. 248 «Хабада». Они его поначалу похвалили, сказали, что он — чело- век Ребе, а потом как будто отправили учиться в ешиву в Иеру- салиме. Ну он и начал, а через полгода ешиву разогнали — день- ги кончились. Этих ешив-однодневок было до фига — понача- лу приманят, потом, как фотомоделей, сфотографируют, день- ги под них насобирают, и идите вы, «русские» к своей матери! Вот и запил наш Маркуша. У него и диагноз есть — алко- голизм. Ему и пособие платят, и сюда устроили, чтоб не ва- лялся на улице. Есюха как бы пропустил рассказы Яшухи мимо ушей и за- хлопал в ладоши. Потом начал петь собственного сочинения куплеты-частушки: Ой, ладушки-ладушки? Где это мы были? У баптистки-бабушки, Нам, бомжам, хорошие ботинки подарили, А мы, гадкие мальчишки, их быстренько пропили. Ладушки-ладушки, где мы были? В Американский центр в гости ходили. Там мы шляпу черну прихватили – И на рынок с нею отвалили. Где мы были, ладушки? А у«Хезбаллаюшки»! Вранье ее послушали, Водки за упокой ее откушали! На экране телевизора появилось лицо плачущего премьер- министра Ливана. Этот кадр не вызвал никаких эмоций. Зато Есюхины частушки зажгли Фарида. Он вскочил с дивана и пошел по кругу в лихой дагестанской лезгинке: – Насралла, Насралла, Нынче в школу не пошла, не пошла, Ты сегодня Обосралла, Обосралла, Обосралла! Громкий голос администратора пытается остановить разве- селившихся евреев: 249 — Маспик, маспик! Шекет1! Но пляшущие и поющие уже сами грохнулись на диван. Их измученные долговременным злоупотреблением разными спиртными напитками организмы не могли вынести нагрузку более одной-двух минут. А на экране опять откуда-то взялся Проханов и пошел ве- щать о великой дружбе между Россией и Ираном. Вспотевший Есюха стал увещать телевизионную рожу: — Ну что ты, падла, лицемерно буровишь? Какая тебе «Хиз- балла» политическая партия? Какая политическая партия из «Хамаса»? Все нормальные люди над тобой смеются! Ты с хле- бом-солью «Хамас» встречал в Москве? Вот и поешь теперь. Но тут «прорвало» Фарида: — Но есть же в жизни любовь и дружба! Вот, например, я мусульманин, Есюха — еврей. Но мы делимся друг с другом последним глотком водки и очень уважаем один другого. А может, Проханова и на самом деле без лицемерия любит вся эта азиатская братия? Он же помогает им оружие покупать! Хоть водочкой их и не угостит, им не полагается, они только наркоту курят. * * * Израильский день быстро перебежал через сумерки в теп- лый вечер. В такт загорающимся на небосводе звездам на площади засияло множество разноцветных огоньков. Из одного узкого и темного переулка Меа Шеарим вышла праздничная процессия, жители праздновали окончание напи- сания свитка Торы. Начало Второй Ливанской войны совпало с окончанием по- ста Девятого Ава. По еврейским обычаям, наступил период, когда хорошо иг- рать свадьбы, покупать новую одежду и мебель и, конечно же, праздновать окончание изнурительной работы переписчика свитка Торы, который явил миру свое творение. 1 Хватит, хватит! Тихо! (ивр.) 250 Автомобиль, украшенный огромной светящейся короной, под свадебным балдахином, выезжал на главную улицу ульт- раортодоксального Иерусалима. На севере страны горело пожарище злодейства и ненависти, а в сердце еврейской столицы был праздник. Сотни ешиботни- ков, раввинов, меламедов, шойхетов, сойферов пели и плясали вокруг вновь рожденного свитка Торы. Это — радость: еще одна звезда праведности возгорелась на небосводе. Я был рад, как и все окружающие меня люди, от одного сознания, что мы — вечноживущий народ. Уже более двух ты- сяч лет после дней траура и печали евреям полагаются дни ра- дости и веселья от обновления жизни. Я почему-то стал всматриваться в лица ликующих, пляшу- щих еврейских детей, стараясь найти среди десятков личиков черты, напоминающие моего отца Арона и мою маму Малку. Ведь они-то, еще будучи детишками, так же радовались рож- дению Торы в своих еврейских местечках. С теплыми чувствами я медленно брел за машиной со свит- ком1 по узким и темным улочкам Меа Шеарим в сторону рын- ка Махане Иегуда. На Севере продолжались обстрелы — но в Меа Шеарим праздник, значит, и у меня тоже. * * * Продолжалась война. Продолжалась моя обычная жизнь. Как-то днем я — иерусалимский свободный сапожник — лежал, подремывая, в одном из центральных парков Иеруса- лима, обозначенном на туристических картах как Парк Неза- висимости Израиля. Тенек от раскидистого кедра, нежно-зеленый травяной ко- вер, с аппетитом съеденная шуарма, которую я запил нату- ральным яблочным соком, июльская жара — все это вместе погрузило мое тело в сладостную дремоту, в минуты которой плавно текли мыслишки… 1 Сопроводить свиток Торы считается хорошей приметой. 251 Я никак не могу ответить сам за себя — откуда что берется, но в голове всегда что-то крутится, вертится — иногда надо- едливо. Вот, например, где находятся мысли до того, как при- дут в наши головы? Некоторые — явно на небесах, а иногда есть такие, что им только в грязи место… Но сейчас, отработав нескольких часов в сапожной мастер- ской около Площади Сиона и вкусно-сытно отобедав, я растя- нулся на напитанной круглосуточным поливом специальной дерновой травке, подложив под голову сумку и бросив около ног сапожный молоток и лапку. На этой неделе я больше рабо- тать башмачником не буду — перекуюсь в столяры. Хотя во- обще-то я люблю работать в этой сапожной мастерской: нав- калываешься, а потом купишь тут же, по соседству, шуарму или фалафель1 на обед и пойдешь в Парк Независимости по- дышать свежим воздухом. Я думал о том, что после нескольких лет проживания в Из- раиле, меня перетянула к себе ближневосточная кухня. Щи, суп, борщ, некогда любимая уха, картошка — уже очень не- часто появляются на моем столе, разве что в редкие моменты, каких-то «ностальгических припадков». В основном по утрам — кофе, салат, яйцо… В полдень шу- арма или фалафель — конечно, с хумусом2 и салатиком. Вече- ром — сыр, творог, чай. Насчет чая — то летом зеленый, а зимой, то есть в сезон дождей, — черный… И, конечно, чай попивается с восточны- ми сластями, а также сухофруктами и орехами. Восток растворяет в себе переселенцев, потихоньку переде- лывая их при помощи кухни и блаженного отдыха в теньке от деревьев… В такие минуты на отдыхе, наверное, и родилось то, что на- зывается «восточной мудростью». Кто знает? А может, кто-то и знает… Вообще-то в больших знаниях можно запутаться. 1 Шуарма – обжаренное на открытом огне мясо, срезаемое тонким слоем с большого куска. Фалафель – особый вид бобовых, из которого делают ша- рики и обжаривают в масле. И то, и другое очень вкусно. 2 Хумус – особый сорт крупного гороха, протертый с оливковым маслом. Очень похож на старорусский гороховый кисель.
213 - 233 234 - 251 252 - 271
|
|
|