Tel: 972-544-889038
|
213 - 233 Превозмогая утреннюю ленцу, мы с Захаром принялись за ра- боту, посильную только «неграм» еврейской национальности. Вначале захотелось уточнить, сколько весит штабель бло- ков, которые нам предстоит перетаскать. Похоже, точные от- веты на поставленные вопросы дают дополнительные силы и здоровый настрой на работу. Строительной рулеткой я изме- рил объем одного штабеля. Затем, применив знания элемен- тарной математики и физики, подсчитал, что куски отшлифо- ванного камня, которые нам таскать — не перетаскать, в сум- ме потянут на восемь тонн. После умственных упражнений приступили к физическим. С приговоркой «что е…ть подтаскивать, что е…ных оттаски- вать» мы с Захаром понесли первый блок. Красивый, но не- удобный для переноски бледно-розовый блок из иерусалим- ского камня норовил вывалиться из наших рук. Лиха беда на- чало! Следующие блоки дались легче: незаметная посторон- нему глазу сноровка появилась сама, по ходу работы. Рабочий день пополз, отмеряя часы по летнему солнцу, кото- рое как-то размыто пробивалось через невидимую песчаную ту- чу. Согласно прогнозу погоды, над Иудеей был хамсин, то есть к зною и сухости прибавлялась еще и пылевая завеса. Несмотря на тяжелые погодные условия, предстояло каждый час перетаски- вать тридцать блоков. После переноски первой тройки мы оп- ределили ритм в непростой физической работе, во время кото- рой продолжалась беседа о днях, давно ушедших: — Знаешь, Иесса, я служил в Черноморском флоте, был матросом-механиком на эсминце. В 1973 году наш корабль был включен в состав бригады кораблей-наблюдателей, и из Новороссийска мы пошли к берегам Сирии. Как раз в это время Израиль воевал, но где-как-с-кем — я не знаю. Замполит корабля говорил о какой-то агрессии, а особист от КГБ взял со всей ко- манды подписку о неразглашении государственной тайны (име- лись в виду названия советских кораблей, стоящих на рейде око- ло берегов Сирии). Там же нам было приказано сирийцев, причаливающих к эсминцу на лодках, на борт не пускать. Они так, сволочи, быстро и ловко воровали все, что можно откру- тить на палубе! Да еще внимание матросов отвлекали словами: 214 «Я, Махмуд-комсомолец, я буду строить социализм в Сирии. Ты, советский комсомолец, мне настоящий брат!» Захар смеялся, вспоминая свое первое посещение Ближнего Востока. Я похмыкивал над Захаром, не сведущим в вопросах истории Израиля. Посмеиваясь, мы продолжали таскать тяже- лые блоки. И вдруг я задал Захару каверзный вопрос, давно сидевший у меня на языке: — Ответь, напарник любезный, а как ты-то попал в бригаду кораблей, которые шли на Ближний Восток? Насколько мне известно, во времена Советского Союза евреев не зачисляли в воинские части, направляемые в этот регион… — Насчет этого я ничего не могу сказать. Особист очень долго меня расспрашивал о родне, о бабке Розе покойной, а потом сказал, что мне оказаны особое доверие и честь. Продик- товал подписку, которую я написал и расчеркнулся собственно- ручно. Вот уже прошло тридцать три года, и я никому не говорил о моем участии в том походе. Но «Махмудов-комсомольцев», что лезли на наш корабль, буду помнить всю жизнь. — Эх, Захар-Захар! Тогда Израиль вел войну на выживание, и название у нее было — Война Судного дня. Что, не слыхал? Гамаль Абдель Насер, сволочь египетская, под лозунгом «Евреев утопим в море, а их черепами вымостим улицы Тель- Авива» начал наступление на крохотный Израиль в союзе с другими арабскими странами. Война началась девятого октяб- ря, в Судный день, когда все израильтяне постились и моли- лись в синагогах. Это и дало возможность танковым колоннам египтян пройти значительное расстояние в направлении Тель- Авива. Советское телевидение вначале передавало сводки в радостных тонах, а правительство Леньки-бровастого отпра- вило крейсеры «Октябрьская революция» и «Андрей Алексан- дрович Жданов» в сопровождении эсминцев и больших проти- володочных кораблей к берегам «братской» Сирии… Захар, послушав меня, с ехидцей уточнил: — Насчет названий крейсеров ты не ошибся, а вот насчет того, что они пришли вместе — это, знаешь, неправильно. Вначале «Октябрьская революция» в сопровождении четырех эсминцев и двух больших противолодочных кораблей, а уж 215 потом, где-то через неделю — крейсер «Андрей Александро- вич Жданов»… — Ага, — ухмыльнулся я, — тот самый Жданов… Ты, во- енный моряк, хоть знаешь, что с его именем связано «дело врачей», когда провокаторшу по фамилии Тимашук орденом Ленина наградили? Потом, правда, забрали, но сначала — прославили. Наверное, на «Андрее Александровиче Жданове» тоже кто-то орденов наполучал, за доблестную службу во вре- мя выполнения «интернационального долга», заключавшегося в запугивании израильтян. Крепко же вам, морячкам, мозги тогда паклей забили, как я погляжу! Мы таскали блоки из иерусалимского камня, ожидая авто- бетономешалки, и беседовали о войне, давно ушедшей в исто- рию, в которой Израиль выстоял и даже через пару лет заклю- чил с Египтом «сепаратный мир», о котором долго «мечтал» Советский Союз, порвавший отношения с ведущей арабской страной на долгие годы. Меир включил в доме радио на иврите. Слышно было пло- хо, но доносились все те же слова: «пицуцим», «катьюшот»1. Рабочие часы шли, количество перенесенных нами блоков увеличивалось. Бетономешалка не подъезжала, зато, завывая сиренами, примчался полицейский «Форд». Из него выпрыг- нули двое полицейских и быстро скрылись за оградой сосед- ней виллы. Анатолий, Юра и Юлик вышли из виллы, где они работали, наружу и, как привилегированные зрители, уселись на блоки в ожидании дальнейших действий неожиданно появившихся стражей порядка. Из открытых окон полицейской машины до- носился четкий голос диктора, который передавал: — «Хизбалла» с территории Южного Ливана произвела за- пуск ракеты среднего радиуса действия с целью попадания в центральные районы Израиля. Ракета взорвалась через не- сколько секунд после запуска. Обломки ракеты упали на тер- ритории Ливана… 1 Взрывы, "катюши". 216 Раскрасневшийся от работы Юра, дымя сигаретой, которую не выпускал изо рта, произнес: — Ну вот! Еб… сами себе на башку! А может, кто из «хиз- баллонов», глядишь, подохнет? Я недавно ездил в Приморье — так там только и спрашивают: «Тебе в Израиле не страш- но?» Это от зависти, что мне так повезло. Работаю, конечно, потяжелей, чем они, но с едой – никаких проблем. И с выпив- кой тоже. Напьюсь-ка я сегодня — вечером после работы ко мне муж младшей дочки в гости прийти должен… Вот мы и осушим бутылек за нашу будущую победу! Тут подъехала бетономешалка, в кабине которой радио вто- рило приемнику «Форда»: — Два ракетных снаряда «катюша» разорвались в арабской части Хайфы… Под дикторское двухголосие полицейские вразвалочку, не торопясь, вывели из соседних ворот молодого араба в наруч- никах. — С территории сектора Газа в сторону Израиля было вы- пущено три ракеты «касам». Жертв и разрушений нет. Взрывы произошли в пустынной местности. Меир подошел к полицейской машине, переговорил со старшим группы, после чего «Форд» резво умчался из поселе- ния, освободив место автобетономешалке. Подойдя к бригаде рабочих, как-то вдруг на несколько ми- нут превратившихся в зевак, полковник Меир весело скоман- довал: — Ребята, давайте принимать и укладывать бетон, хватит смотреть на уродов! Потом, после секундной паузы, пояснил: — Один из арабов, которых привез Гриша, не имел разре- шения на работу в Израиле. Ваш Гриша — осел, теперь ему вкатят немалый штраф. Бывает… Скупой платит дважды. — Жадность фраера сгубила! — громко, так, чтобы услы- шали за оградой соседней виллы, выпалил Анатолий. А там гортанно запели-заулюлюкали две арабские глотки, показывая, что им наплевать на израильские законы. Им все- гда хорошо… 217 На Севере Израиля полыхала война, из сектора Газа летели «касамы», в кабинетах иранских политиков разрабатывались операции по поставкам денег и оружия «Хизбалле», а наша бригада под руководством Анатолия и Меира продолжала тя- гать, подавать, укладывать бетон. — Ребята, — сказал Меир, — как закончите работать, я даю вам бутылку водки, литровую. Выпьем вечером за упокой тех, кто сегодня погиб. У вас в России такая традиция, так что не будем ее нарушать. Юра бодро крякнул: — Что ж мне делать? Начну-ка я здесь с вами — Меиром и бригадой, а закончу дома с зятем. Но если завтра с утра на ра- боту не смогу выйти, считайте — Меир виноват! У нас, у рус- ских, всегда евреи виноваты… * * * Война шла. Парни и девушки в зеленой цахаловской форме и пожилые мужчины с повязками «гражданская оборона» пат- рулировали Иерусалим. В больницах добровольцы помогали медперсоналу ухаживать за ранеными солдатами. На Площади Сиона стояла передвижная лаборатория, возле нее всегда была очередь из желающих сдать кровь, которая могла понадобить- ся пострадавшим бойцам. Прослушав нерадостную утреннюю сводку новостей, я, ие- русалимский свободный сапожник или просто Иесса, — хо- дил, бродил, шатался по узким, темноватым, грязноватым, за- копченным временем улочкам Меа Шеарим, имея конечную цель — прийти в гостиницу «Северная», которая находится в начале Бухарского квартала. В гостинице несколько трехместных номеров арендует со- циальная служба иерусалимского муниципалитета, чтобы за- селять в них городских бомжей на вечернее и ночное время суток. Многие обитатели той особой ночлежки мне знакомы, и бывает так, что с кем-то из них я неторопливо беседую — как говорится по-приволжски, «протираю за жизнь». 218 На этот раз один из бомжей по прозванию Есюха предло- жил мне купить у него новые ботинки с алюминиевыми под- носками внутри — это, так сказать, спецобувь для строитель- ных рабочих, а так как я иногда подрабатываю на стройке, то такая пара обувки мне просто необходима. Война — войной, а работа — своим чередом. * * * И в очередной раз перед повествованием мне хочется поде- литься с читателем своими крохотными знаниями о трех уни- кальных иерусалимских кварталах-поселениях, по улочкам которых я прошелся перед тем, как подойти к гостинице «Се- верная». Эти районы можно определить как экзотические пла- сты остановившегося времени. Я всегда прихожу в Меа Шеарим, что означает в переводе на русский язык то ли «Сто ворот», то ли «Получишь стори- цей» по сравнительно широким, бликующим от иерусалимско- го солнца тротуарам Миграш а-Руси («Русского подворья»). В России это поселение называли «Русским Иерусалимом». Арабы живущие в Старом городе и в близлежащих деревнях, называли этот район «Эль-Московия». Ну вот! Малюсенький-малюсенький клочок Святой земли — и уже несколько названий и переименований… А в общем — всё просто. Во второй половине девятнадцатого века внутри крепост- ных стен Старого города многоязычное, разнонациональное и, соответственно, исповедующее множество религий население духовной столицы мира — Иерусалима — значительно при- умножилось, и получилась, как говорится в моем родном го- роде Приволжске, «бочка, набитая селедкой». Посему султан турецкий порешил продавать земли за сте- нами древнего Иерусалима, имея целью снижение плотности населения в Святом городе, чтобы вокруг крепости-кремля построились новые посады и слободки. А в честь султана Су- леймана, когда-то в давние времена давшего команду заново обнести Иерусалим крепостной стеной, назвали большую ули- 219 цу, берущую начало недалеко от Яффских ворот, именем свя- тейшего. С пригорка, который коронует Храм Святой Троицы, она даже созерцаема вместе со стенами сказочной крепости. Отту- да-то и источается дух жизнелюбия и богопочитания на все людские поколения, исповедующие монотеизм. Император Всероссийский, царь Польский, Эстляндский и прочая-прочая-прочая — Александр II тоже захотел укупить земельный надел в Святой земле, куда покуда он не мог доб- раться эскадрами военных кораблей и казачьими полками — кишка была тонка. Так что только паломники и монахи могли своим присутствием представлять сверхдержаву в местах все- мирной святости. За порядком во вновь отстроенном «Русском Иерусалиме» следили доблестные янычары Великого Султана, его величе- ства Абдул-Гамида. Но вдруг случилось так, что счастливая и спокойная жизнь паломников и священников от Русской духовной православ- ной миссии после постройки уникального поселения и храма пришла в упадок. Октябрьский переворот 1917 года, устроенный большеви- ками, превратил русских паломников и священников в сирот, живущих вдали от родных берегов. Иерархи русской колонии, пребывающие в Святой земле, разделились — на верных Московской патриархии, уничто- жаемой спецотделом НКВД, во главе которого стоял майор Карпов (их «гнездо» было как раз на Русском подворье), и на перешедших в лоно Белой Церкви — Русской Православной Церкви за рубежом, олицетворяемой монастырем на Маслич- ной горе. Годы бежали, бежали, бежали… Но вдруг по прошествии нескольких десятков лет Русское подворье было весьма ори- гинальным образом продано молодому Государству Израиль. То ли атеизм довел Никитку Хрущева до сумасшествия, то ли некая умственная отсталость привела человека к такому дикому решению? — мне трудно сейчас ответить на эти во- просы. 220 Факт остается фактом— советский лидер, обзываемый в наро- де Лысым Кукурузником, решил, что церковная собственность Со- ветскому Союзу не нужна, – и выменял подворье, принадлежав- шее Русской Православной церкви, на пятилетние поставки из Израиля дешевых апельсинов. Апельсины те давно то ли съедены, то ли сгнили из-за со- ветского разгильдяйства, а зданий уже не вернешь. Сейчас, правда, плетутся какие-то новые политические интриги по по- воду той классической коммерческой сделки с присказкой, что «хитрые евреи обдурили простого русского Ваньку-пастуха». Но дальше разговоров дело так и не идет. Я же, сапожник, могу классифицировать ту финансовую операцию очень просто: вот что значит неверующий русский дурак — в полном смысле этих слов. Конечно, русская духовность от нормальных россиян — жила, живет и будет жить на Миграш а-Руси, на Площади Мо- сквы (Кикар Москва — на иврите) в самом сердце Иерусали- ма, рядом с городской мэрией. * * * Итак, миновав Кикар Москва (Площадь Москвы), по ули- це Невиим (Пророков) я подошел к воротам Мухамеда, сра- зу за которыми начинается загадочная и непонятная многим светским евреям жизнь. А про неевреев — я уж и не знаю, что сказать, для них это не жизнь, а кино на историческую тему. Жизнь пятидесятитысячного поселения-слободы Меа Шеарим, центральная улица которого носит такое же назва- ние, специфична. Эта улица, которая во времена телег да по- возок, вьючных верблюдов и ослов, может и была «бродве- ем», но сегодня она, если нормально смотреть, годится толь- ко для однополосного движения транспорта (еле-еле разъез- жаются на ней две машины). А по так называемым тротуарам можно ходить только гуськом: впереди идущему смотрим в спину, а чтоб пропустить встречного, прижимаемся к стене дома. Вот так… А от главной улицы разбегаются во все стороны улочки да переулочки, пронизывая район застывшего городского евро- пейского средневековья — еврейского гетто в еврейской сто- лице, где люди живут и одеваются по канонам прошедших ве- ков, каждый — в соответствии с традициями своей общины. Каждый дом и каждая каменная хижина, каждая синагога и маленький штыбл1 , каждая ешива и хедер2 ; каждая лавчонка и благотворительная закусочная; «Центральный» рынок Меа Шеарим с «главной» ешивой, сапожными и портняжными ки- осками — все говорит, все заполняет в сознании бредущих по серым, отполированным тысячами подошв камням; здесь со- храняется духовность всех еврейских поколений, перебрав- шихся из слащавой Европы на Землю Предков, которой был одарен наш праотец Авраам. Кажется, что в каком-то духовном консерванте живут давно ушедшие времена, сосудом для которых является израильский солнечный денек, он зависает над крышами зданий, и увидеть его можно лишь после того, как запрокинешь кверху постоян- но о чем-то думающую свою головушку. Моя голова в том «древнем консерванте» всегда почему-то уравновешена, холодновата, она размеренно вспоминает и размышляет, а посему… * * * Рабби Элиягу, сын Шломо Залмана из Вильно, известен тем, кто читал о нем по-русски, как Гений из Вильно. Сам он, Великий Ученый, никогда не бродил по взгорьям Святой Зем- ли, но задолго до «социалистической неурядицы», хамства и национал-социалистического бешенства, сказал евреям, жив- шим в «Литовском Иерусалиме» — Вильно: — У кого есть силы и финансовая возможность, берите свитки Торы, священные книги Талмуда, древние библиотеки иудаики — и перебирайтесь в предместья поседевшего Города 1 Место для молитвы миньяна (десяти взрослых евреев). 2 Начальная еврейская школа, где учатся дети, начиная с пяти лет. 226 Мира. Поселяйтесь вблизи главных городских ворот — и ожи- дайте, готовьтесь встречать Праведного Посланника от НЕГО… * * * Раввин Иосиф Ривлин купил все у того же турецкого султа- на значительный участок земли напротив Дамасских ворот Старого Города — и начал его застраивать. Первые евреи-переселенцы, как только немножко обжились в новом квартале, постановили: «Нужно выставлять круглосу- точный дозор около главных ворот Иерусалима, чтобы не про- пустить появления Мессии, который, согласно библейскому учению, верхом на белой ослице, не знавшей ранее седла, оку- танный лучезарным духом Превечного, въедет в город Давида». И была установлена гражданская повинность для всех муж- чин — жителей иерусалимского предместья: по очереди круг- лосуточно быть стражами-дозорными между главными воро- тами древнего города и молодым поселением. С верой и охотой несли еврейские мужики гражданское по- слушание. А вдруг? Вот сейчас… Через минуту, через три… Вот-вот появится Он на своей негордой скотинке, долгождан- ный Мессия?.. И… И-и-и… Наконец наступит Новое Долго- жданное время на планете Земля! Да и в наши дни недалеко от Ворот Мухаммеда, называе- мых еще Золотыми Воротами (их давно мусульмане на всякий случай заложили камнем, а то, неровен час…) — частенько стоят дозоры не только израильских полицейских, но и взрос- лых мужиков в черном. А вдруг… Уже сто пятьдесят лет, восемь еврейских поколений, живут в уникальном квартале Святой земли, сказывая и пересказывая притчи и предания о своих учителях, о своих мудрецах, со- вмещая фольклорные сказания с каноническими библейско- талмудическими письменами, знаниями, хранящимися в неор- динарных еврейских библиотеках Меа Шеарим. Таинственно-мистическое греческое слово «синагога» на идиш звучит как «шул», то есть школа. 227 Быть евреем в традициях предков — это всю жизнь учить- ся, что и делает все пятидесятитысячное население ультраор- тодоксов, живущих в Меа Шеарим, связанных между собой одним — ученьем и толкованьем священных книг, изучением проблем взаимоотношений между человеком и обществом. Годовалый младенец, лежащий на материнских руках, и древний старец, с трудом одолевающий одну и ту же дорогу: крохотная квартирка — шул — обратно к порогу своего жилища, — имеют одно божественное целое: древнейшую религиозную традицию, которая переселила их в какой-то момент времени из Восточной Европы в государство Многовековой Мечты. Евреи, перенаселившие, переполнившие этот, уже давно обжитой кусочек Иерусалима, живут для себя в той реально- сти, которая берет начало во временах Древнего Мира, не- смотря на то, что многие народы, идеологи и эпохи уже давно засыпаны пластами песка и земли. Наследственная мистификация мировоззрения, основанная на легендах и сказаниях, на логических наставлениях и прит- чах, на преданиях и поучениях, — все вместе, сцепленное с народными песнями и мелодиями, с цитатами из Книги Книг, сохраняет еврейский народ как уникальный феномен в разви- тии всей человеческой цивилизации. Конечно, в народ «залетает» всевозможная примесь, но со временем она оседает на «дно». А в целом евреи Меа Шеарим объединяют ДАЛЕКОЕ ПРОШЛОЕ и ДАЛЕКОЕ БУДУЩЕЕ в постоянную вечность. Хочется воспользоваться случаем и записать мое личное, са- пожное мнение о фанатизме ортодоксов, живущих в Израиле, — оно у меня однозначно: НЕТ НИКАКОГО ФАНАТИЗМА У НОРМАЛЬНЫХ ЕВРЕЕВ В ВЕРЕ. — А придурки, конечно, есть? — спросит любопытный чи- татель. — А как же без них жить! — усмехнусь я. И захотелось мне сейчас привести в своем повествовании притчу рабби Иехиэля-Михала из местечка Злочова, которую я услышал от старого меа-шеаримского еврея во время починки 228 его единственной, изрядно поношенной пары полуботинок. Прошивал я перемя1, а поседевший старец сидел около меня в рваных носках и монотонно-медленно пересказывал притчу, еще в детские годы заученную наизусть: «В старости ребе Иехиэль-Михал из Злочова стал много по- ститься. Один его ученик, осмелившись, спросил мудреца: — Зачем мой учитель умерщвляет плоть свою сверхмерны- ми постами? Ответил ребе: — Я обязан сказать тебе, ученик мой, что Сатана измыслил убить хасидизм2. Вначале он просто убивал милосердных ев- реев кинжалами и саблями головорезов Богдана Хмельницко- го. Но не получилось. Выжили хасиды. Тогда он стал разжи- гать огонь вражды против нас: подстрекал, клеветал, порочил. Опять ничего не вышло — выжили милосердные евреи. И, увидев, что все его гадкие уловки не работают, он, Сата- на-Тварь порешил создать своих собственных «хасидов». Ты- сячи сатановских выкормышей расползлись по еврейским мес- течкам, присосались, как пиявки, к истинным хасидам. Вот поэтому-то я очень много и подолгу постился. Дума- лось мне, что этим я порушу заповедь Беса. Но увидел я, что не смог своими постами обуздать Верховного Правителя зло- деев — не дать ему сотворить своих «хасидов». Поэтому я, Иехиэль-Михал из Злочова, уже не пощусь более положенных дней по еврейскому закону. 1 Перемя – средняя часть подошвы обуви. 2 Хасидизм – религиозно-мистическое, эмоциональное направление в иу- даизме, берущее начало от Баал-Шем-Това (в переводе – Обладателя Доброго Имени), который в XVII веке, в самые жестокие времена истреб- ления еврейского народа на Украине был духовным лидером народа, да- вая ему надежду на жизнь. К началу ХХ века хасидизм превратился в свое- образную дельту, где сходились многие течения, получившие названия по месту жительства праведников и толкователей Учения: Злочовские, Брацлав- ские, Сатмарские и т.п. Наиболее известные в России хасиды – это хабадни- ки, последователи Ребе из Любавич. 229 Но Творца не обманешь! Евреев, которые искренне служат Ему, Он отделил от лживых, лицемерных сатановских. И сде- лал он так, что не могут смешаться посланцы Сатаны с пра- ведными хасидами. Все видно! И Ему и людям!» * * * Житейская мудрость последнего поколения евреев — это мудрость евреев, живших в библейские времена, так при чем тут фанатизм?.. По-моему, по-сапожному, коммуняки, стреляющие своих братьев по классу, руководствующиеся решениями кровожад- ных «троек» во имя «светлого будущего» — вот это фанатики. А «демократы»? Они много лет служили коммунистическому режиму — и в одночасье вдруг уверовали в демократическое переустройство России… Вот они-то и есть фанатики, фанатики-лицемеры. Любят власть и деньги, а прикрываются любовью к народу. Про фанатиков-радикалов от как будто бы ислама я уже не хочу ничего и писать. Здесь все ясно — есть человеческие те- ла, в башках у которых мозги подчиняются только инстинк- там: жрать, с…ть, е…ть, убивать, грабить и чистой любовью любить зелененькие американские доллары. На таких можно чисто по-сапожному «чихнуть» или еще что сделать… * * * Я продолжаю брести по улочкам религиозного квартала, будто переношусь лет на сто-сто пятьдесят назад. Думаю, вспоминаю отца и мать. Они, мои ушедшие в вечность роди- тели: Арон сын Израиля и Малка дочь Нухема родились и росли в таком же пространстве еврейского духа, в которое пришел я через Миграш а-Руси. Из открытых дверей синагог слышны молитвенные напевы на святом иврите, а рядом с открытыми ажурными калитками внутренних двориков — играющие дети что-то пищат между собой на идиш… 230 А вот мальчуган с еще не остриженной головкой1 — дер- жит отца за подол капоты, подпрыгивает, просясь на руки, и кричит: «Татэ! Татэ! Татэ!» Да… Всего сто лет назад мой отец Арон был таким же ма- лышом и так же говорил на идиш, просясь на руки к своему отцу, Израилю. Где она, могилка моего дедушки? Там же, где всех его соплеменников… В еврейском местечке Городок по- сле Катастрофы жила только одна, чудом выжившая еврейская семья. Но сейчас и она подалась в Америку… Сестра моего деда Израиля Ида похоронена в Приволжске более пятидесяти лет назад. А один из племянников деда, Мордехай, похоронен в Иерусалиме, совсем недалеко от Меа Шеарим на кладбище Санэдрия. А его дети и внуки продол- жают жить в Меа Шеарим. Вот так и получается: в Восточной Европе уничтожены ев- рейские городки, а на Святой земле живет квартал Меа Шеа- рим, наполненный еврейским духом… Мысли, мысли… Думы, думы… А я, иерусалимский свобод- ный сапожник, связанный родственными узами с экзотическим Меа Шеарим, незаметно для себя прошагал по его узеньким тро- туарам и добрался до Бухарского квартала — Шхунат Бухарим. * * * В те же годы, как был построен Миграш а-Руси, Меа Шеа- рим, начал строиться и Бухарский квартал, коренными жите- лями которого стали бывшие граждане Российской империи, но не ашкеназы, а «мизрахим», то есть восточная субэтниче- ская группа евреев, говорящих между собой на бухарском (ев- рейско-таджикском) языке. Земельный надел у турецкого султана купил и начал строи- тельство домов торговец чаем — рабби Шломо Мусаеф. Де- вять месяцев шел караван с грузом из Благородной Бухары в Золотой Иерусалим. Просьба стареющего отца заставила 1 Религиозные евреи не стригут волосы мальчикам до трех лет. 231 Шломо отправиться в долгий и опасный путь через Иран и прочие земли, контролируемые османским фюрером. Арабы-бандиты, ведущие кочевой образ жизни, могли в любую минуту напасть на особый караван, везший религиоз- ных переселенцев, действующих с благословения мудрецов Торы и Талмуда: — На закате дней жизни своей подумай о месте, где будет могила твоя… Ты — еврей, а значит — попробуй добраться до Иерусалима и там окончи свой жизненный путь на Земле… После того, как первый караван-разведчик добрался до Святой земли, прошло два года — и еще один, новый, боль- шой караван медленно потащился через горы и пустыни во вновь строящийся иерусалимский квартал восточных евреев. Снялись с насиженных мест в Средней Азии многодетные еврейские семьи: от сгорбленных прадедов до крошечных пра- внуков — все мечтали о радостных днях возвращения на ро- дину предков. Задолго до первого съезда сионистов и первого съезда РСДРП шел караван пустынным путем: Бухара — Иерусалим. Время бежало, караваны шли… А там и другой путь объявил- ся: поездами, с пересадкой, до Одессы — а оттуда пароходом в Святую землю, с визами, вещами, свитками Торы… И тут наступило время Великой Октябрьской Социалисти- ческой революции в России. Вот эта-то революция и послала своего командарма Михаила Васильевича Фрунзе «освобо- дить» трудящихся Бухарского Эмирата. А как же — справедливость должна восторжествовать во всем подлунном мире… В результате, не успевшие уехать бухарские евреи на дол- гие годы оказались за «железным занавесом», за колючей про- волокой. Зона — она и в Средней Азии зона! В Бухаре, Самарканде, Ташкенте, Душанбе лились слезы — не успели люди вовремя уплыть пароходом или уйти с карава- ном в Иерусалим. Оторванные, зачастую в безвестности, долгие годы жили тоскующие по братьям люди в Шхунат Бухарим. Что они мог- 232 ли сделать? Чем поддержать своих близких? Ничем... Остава- лось страдать, ждать редких писем да молиться. Бежало время да бежало. Не свиделись дети — свиделись внуки. Дождались! * * * Живут бухарские евреи по соседству со своими европей- скими единоверцами, вспоминая свои кварталы-махалли, свои городишки и кишлаки, в которых долгие годы жили их предки. Живет Бухарский рынок рядом с улицей Шломо Мусаеф, и синагога, названная его именем, стоит в одном из переулков рынка. И после окончания обильного еврейского застолья воскли- цают и восточные, и европейские евреи: — Благословен Ты, Господь, Бог наш, вернувший нас в Ие- русалим! * * * Прогулялся я, Иесса, сердцем и душою по особенным иеру- салимским кварталам: Миграш а-Руси, Меа Шеарим, Шхунат Бухарим, в которых иногда можно услышать и разговор на русском языке… Очень много евреев из бывшего Советского Союза, который по велению времени разлетелся на множество черепков, как упавший с шестка печки глиняный горшок, ныне живет в Израиле. Приехавшие проживают с достоинством и честью, как положено им по жизненному статусу, но есть сре- ди евреев и так называемые «некоторые»… А эти самые «не- которые» дробятся тоже на множество разных подгрупп — как нерушимый Союз рабочих и крестьян… В общем, набрел я на одну такую группу «некоторых», ко- торые называют себя «Нетурей карта»1 — совсем рядом с 1 Крайне ортодоксальная группа, не признающая существования Государ- ства Израиль. тиницей «Северная», в месте плавного перехода Меа Шеарим в Бухарский квартал. Черношляпые, бородатые, в капотах и гетрах, полуботин- ках-чунях, то есть без шнурков, соответственно в давно не стиранных рубашках — мужики… Бабы под стать своим бла- говерным: в париках или черных косынках на обритых наголо башках, одежки с длинным рукавом, юбки в пол, не знающие утюга. Соответственно, эти женщины похожи на прекрасную половину человечества, как оседланная корова на кобылицу. И детишки под стать папам и мамам —грязноватые рубашонки у мальчиков, толстые колготки, выглядывающие из-под мятых линялых юбчонок у девочек, волосы не чесаны, мордашки давненько не мыты… Горлопанят все. И обвешали все стены плакатами: «Нет — сионизму на Святой земле!» «Без Мессии нет Государства Израиль!» «Кто участвует в выборах – не попадет в Царство Небес- ное!» «Русские проститутки и алкоголики, убирайтесь обратно в Москву!» В городе Приволжске в годы моей юности всевозможные скандальные уличные сцены назывались «бесплатное кино». В момент я превратился в уличного зеваку, разглядываю- щего неповторимые кадры «площадного базара». Глазел и думал: «Если человек в этой жизни недоучка, вот как Хрущев, к примеру, то его могут воспринимать только как придурка. А если человек учился-переучился в высших рели- гиозных институтах и очень многое познал, но несет заумную чушь? Простые люди такого непонятного человека, в итоге, тоже записывают в придурки, но только заучившиеся. А если у него, заучившегося, знания от лженауки — допустим, совре- менной каббалы, то он — придурок дважды!!» А где же середина? Я рассматривал происходящее на про- тивоположной стороне улицы — и вдруг мои мысли взяли об- ратное направление, то есть схватили меня самого: — А зачем тебе, Иесса, нужно глазеть на непонятных людей и думать о них? Сам-то ты кто, что встал тут и любуешься?
194 - 212 213 - 233 234 - 251
|
|
|