296-305
Андрэ Лавит и его жена Софья были на партийной
работе.
В те страшные годы каждый еврей жил своей жизнью,
воссоединяясь в единую человеческую духовность, в которой разгулялись силы зла.
А Эйхман построил шесть лагерей смерти. Концлагерей и
гетто на территории Третьего рейха было множество, а вот лагерей смерти —
только шесть.
Это были немецкие заводы для убийства и утилизации, с
немецким порядком, с государственным планом по уничтожению ненужных фюреру и
его нации людей.
В тех лагерях были газовые камеры и крематории.
Все просто: были живые человеческие души — немного
времени, немного реактивов и топлива, и получается зола от человеческих тел.
Золой можно удобрять поля. Это же — ценное минеральное удобрение...
То, что Мартин Лютер писал о евреях — все это надо
внедрять в арийские массы. Это хорошо, это годится.
А то, что он следовал заветам еврея Иисуса, что убивать нельзя и что
даже если тебя ударили по правой щеке, следует подставить левую,— вот это уже
лишнее, это незачем и вспоминать.
Ай да Эйхман! Какие современные, продуктивные заводы
построил.
И заработали фабрики смерти:
Треблинка, Хелм-но, Освенцим, Майданек, Бельжец, Собибор.
Собибор работал-работал — и вдруг осечка. Да еще
какая! 14 октября 1943 года там восстали узники. Многих эсэсовцев убили,
прикончили и полицейских из поляков и украинцев, а потом поломали заборы из
колючей проволоки — и в лес.
297
Организаторами восстания были Эммануэль Лас-кер и Александр Печерский.
Печерский — русский по национальности, военнопленный, лейтенант Красной Армии.
Пытались поднять восстание и в Треблинке. Но там
произошла просто схватка. В результате погибло много восставших и несколько
эсэсовцев, а лагерь смерти продолжал выполнять план.
Вообще-то уже из архивных данных, обнародованных в
одной из галерей музея Яд ва-Шем, я приведу справку:
Лагерь Собибор. Администрация лагеря состоит из солдат и офицеров СС в
количестве около 30 человек. Надзиратели, охранники, технический персонал,
обслуживающий газовые камеры и крематорий, а также персонал по обслуживанию
коммуникаций: поляки, украинцы, белорусы, литовцы, то есть бывшие советские
граждане, поступившие на службу Третьему рейху.
Этой шатии-братии служило в лагере более ста человек.
Число заключенных составляло примерно тысячу человек. Вместо уничтоженных в
печах привозили новых.
В этом смертельном
круговороте было сформировано лагерное подполье, которое организовало успешное
восстание. В число подпольщиков входил и один полицейский из украинцев.
В ночь перед восстанием, после последнего заседания
организаторов, Александр Печерский какое-то время оставался один на один с
молодой еврейской женщиной Ханой. В их молодых телах забурлила-вскипела кровь
желания, но Печерский остановил страсть
298
словами: «Хана, у меня
на Вологодчине жена. Если я выживу — как я буду смотреть ей в глаза?»
А было тем молодым людям в ту роковую ночь
всего-навсего где-то по двадцать пять лет. Соратники по борьбе за достойную
человеческую смерть, они не унизили себя, оправдывая по принципу «война все
спишет!»
А утром, перед общелагерным разводом, восстание
началось. Евреи, все гражданские, мирные люди — портные, ювелиры, врачи,
адвокаты — вынуждены были взять в руки примитивное оружие и, забыв о своем
миролюбии, убивать первых эсэсовцев. Им всем было жутко. Они лишали жизни
живых, дышащих, то ли людей, то ли зверей, но все равно — живых.
И вот уже у них в руках оружие, захваченное в схватке.
Осваивать его приходилось на ходу — ведь многие евреи не умели даже передернуть
затвор. Тем не менее, вооруженная группа подпольщиков вышла на лагерную площадь
и расстреляла немцев, руководивших разводом. С особой ненавистью Александр
Печерский стрелял по пулеметчикам, стоявшим на вышках. Он-то, человек военный,
хорошо умел стрелять.
Эммануэль Ласкер объявил заключенным, что они
свободны. И сотни евреев бросились на колючую проволоку ворот и забора. Но
кто-то из немцев успел открыть огонь. С одной из лагерных вышек затарахтел,
захлебываясь, пулемет. Но было поздно — заключенные бежали к лесу.
Ласкер расстрелял всю обойму трофейного «парабеллума» и, зажав в
кулаке уже ненужную железяку-пистолет, тоже побежал в сторону леса вместе со
всеми. Добежать и затем спастись удалось тремстам узникам лагеря смерти.
Последующие дни жизни у каждого уцелевшего были свои.
299
А Александр Печерский вернулся живым домой, к своей жене.
Ох, как воротило его душу, когда он слышал от идиотов, не стеснявшихся его, русского человека, те слова, с которых я начал повествование! Его вороти¬ло — но он молчал, что взять с идиотов.
Я вышел на смотровую площадку, которой закан¬чивается туннель и одиннадцать галерей музея памя¬ти Катастрофы.
Прекрасный ландшафт открылся перед моим взо¬ром. Сколько жизней отдал мой народ, чтобы мы, нынешние, могли вот так спокойно и вольно любо¬ваться своей страной.
300
Дорогой читатель, эту
тетрадь я написал на одном дыхании — с полудня до семи вечера. В восемь вечера
я должен быть в Иерусалимской городской русской библиотеке. Там Иосиф Шагал
проводит встречи со своими читателями и почитателями. Я тороплюсь.
Одной тетрадочки на мое видение Катастрофы, конечно,
не хватило.
Так что следующее мое
повествование будет также посвящено Яд ва-Шему.
301
ТЕТРАДЪ ТРИНАДЦАТАЯ
Иерусалим, 3 октября 2005 года. Канун еврейского Нового года.
Я смотрю из своего окна на утренние иерусалимс¬кие небеса. Два года назад, в канун 5764 года, мною была окончена четырнадцатая «Еврейская тетрадь».
Два года пронеслось.
Вчера мною была доработана сорок восьмая тет¬радь.
Я запрокинул голову. Я созерцаю иерусалимский небосвод. Несколько дней назад, вот так же я встре¬чал утро. В то утро высоко-высоко над Иерусалимом пролетала огромная стая каких-то перелетных птиц, в которой было несколько тысяч пернатых. Каждая из птиц летела хаотично, без строя, никакой упорядо¬ченности в их полете не было, но вся стая птиц четко держала направление — на юг, к Синаю.
Темно-оранжевые птичьи тела, их резкие неожи¬данные движения, их порыв в полете были очень со¬звучны моим мыслям — их много, и все они будора¬жат, каждая, вроде, о своем, но все имеют общее направление. Все эти дни меня донимают мысли о тра¬гедии европейского еврейства.
Катастрофа. Иначе и не назовешь то, что случи¬лось в тридцатые — сороковые годы прошлого века с евреями Европы. И не забудешь об этом, не переве¬дешь внимание на что-то другое. Мыслей много. Ка-
302
кие-то лягут написанными строками на тетрадные ли¬сты, а какие-то так и промелькнут, не оставив следа.
Как это могло случиться? Почему низкое чело¬веческое существо, возомнившее себя предводителем высшей человеческой расы, перед тем, как издох¬нуть, наделало столько бед?.. Смерть суждена каж¬дому живому существу, только смерть наступит пос¬ле жизни. А значит смерть моложе жизни на целую жизнь.
Есть какая-то легенда, что во время Первой миро¬вой войны фельдфебель Адольф получил приказ от еврея-полковника срочно доставить пакет с секретны¬ми документами в штаб дивизии. За быстрое исполне¬ние приказа полковник пообещал представить его к награде. Но полковник-еврей обманул старательного фельдфебеля — и с тех пор будущий рейхсканцлер затаил злобу на того еврея и на всех евреев.
Ходила легенда и про Иосифа Виссарионовича. Мол, когда-то в ссылке, в Туруханском крае он очень сильно
303
поссорился с пламенным революционером Яшей Свердловым и с тех пор
невзлюбил евреев.
Короче, сами евреи, получается, во всем и виноваты.
Антиеврейских гадостей собрано очень много в людской памяти, но чтобы
подойти к каждому еврею персонально — такого у людей нет.
И во время встречи с Иосифом
Шагалом услышал я от него:
— Нет плохой нации, нет плохого народа на планете
Земля. Есть негодные люди, каковых предостаточно в каждом народе.
Эти бы слова - да в уши каждому «дикому» человеку, да
что в уши — прямо в сердце. Может быть, мир бы преобразился.
А так — мифы, легенды, сказки, трепотня, охаивание,
ложь.
Еврейские мудрецы говорят, что в народах мира
растворились потомки Амалека — и в какой-то удобный момент они заявляют о себе
жестокими антиеврейскими действиями. Кто знает? Может быть, мудрецы правы?
Вспоминается, как по телеканалу
«История» транслировали, что Ариэль Шарон обратился к евреям Франции с
призывом: «Братья, приезжайте в Израиль! Не надо бороться с антисемитизмом в
центре Европы, надо жить среди своего народа».
Очень был обижен этими словами Жак Ширак. Он тут же высказался:
«Евреи моей страны — это субэтническая группа, и я эту самую большую еврейскую
группу в Европе очень люблю, дорожу ею!»
Почти тут же канал «История» напомнил зрителям, как
поступили с евреями во Франции в годы Вто-
304
рой мировой войны. К счастью, дело было не так, как в Прибалтике, где почти всех евреев уничтожили. Из трехсот тридцати тысяч евреев Франции погибло толь¬ко семьдесят семь тысяч, то есть около двадцати пяти процентов. Воистину, есть чем гордиться Жаку Ши¬раку!
И я в своей памяти держу данные, приведенные в одной из научных статей, опубликованных Яд ва-Шем. Половина евреев Франции во время войны жила в зоне, контролируемой правительством Виши. Их там пона¬чалу не трогали.
Правда, еще до войны с Советским Союзом, то есть в марте 1941 года, немецкое командование приказало очистить от евреев Париж. И столичная полиция по указке «высшей человеческой расы» начала отлавли¬вать евреев и размещать их в концентрационном ла¬гере — который находился в поселке Дранси. Некогда современный, комфортабельный велостадион, окру¬женный со всех сторон административными здания¬ми, превратился в пересыльный лагерный пункт (как Владимирский централ). Да, это очень гуманно.
В Собибор и Освенцим вначале отправляли евре¬ев, бежавших в Париж из Берлина, Праги, Варшавы, Ревеля, Ковно, Вильно. А затем той же участи не из¬бежали и многие из французских евреев.
Слава Б-гу, на территории самой Франции не было лагерей смерти. И всего лишь один концлагерь — Дранси.
Вообще-то, концентрационные лагеря — это изоб¬ретение вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина.
В советские времена в городе Горьком была изда¬на книжонка под названием «Чекисты». Где-то она стоит в моей нижегородской библиотеке. Вступление к той книжонке написал начальник Горьковского КГБ Юрий Георгиевич Данилов (сейчас уже пребывающий в лучшем мире).
Фамилии авторов статей я не помню, но строки одной статьи прямо-таки врезались в память: «Вла¬димир Ильич Ленин очень благодарил нижегородских чекистов в 1918 году за то, что они в кратчайшие сроки организовали концентрационный лагерь для буржуев, царских офицеров, чиновников, дворян, по¬мещиков и прочих классовых врагов.»
Здорово! Отобрали у людей документы, без суда и следствия, только за происхождение и социальный статус поместили в зону, срок — вся оставшаяся жизнь.
305
Свободолюбивая Франция, где сокрушили Бастилию, где
правила Парижская коммуна, послушно отлавливала евреев и отправляла в Дранси,
а оттуда.
Конечно, не все французы в этом участвовали. Но от
этого тем, кто погиб, и их близким, не легче.
А вот консул Португалии в Бордо Аристид де Суза Мендес
несмотря на запрет своего правительства выдал евреям несколько тысяч въездных
виз в свою страну.
Конечно, кто-то из евреев работал в администрации
лагерей и внутренней полиции. Даже один великий еврейский историк был во главе
местного самоуправления и составлял списки — кого отправить в те самые особые
зоны с газовыми камерами и крематориями.
Но все это было оттого, что бесовским злом переполнилась
в те годы Европа. Гипноз безнаказанности за убийство захватил множество
человеческих душ.
А евреям нужно было одно:
спастись...
Уже через многие годы Адольфа Эйхмана отловили в
Аргентине и привезли в Израиль. Судили и приговорили к смертной казни. Это был
единственный смертный приговор, вынесенный за всю историю существования
Государства Израиль. Накинул злодею на шею петлю и выбил табурет из-под его ног
еврей, чья семья была полностью уничтожена, превращена в золу и пепел по указке
Эйхмана.
Был казнен один убийца, чьи руки обагрены кровью миллионов
наших братьев и сестер. А после казни этого нечеловека, но все-таки живого
существа, еврей, исполнивший приговор суда, действовавший от имени жертв, не
смог жить нормальной жизнью.
Два года назад я с Ильей-Ленинградским работал в Кирьят-Арбе, и он мне
показал на седого еврея, бредущего с Талмудом под мышкой:
— Леня, смотри, идет ортодокс. Это он повесил Эйхмана.
С тех пор только сидит в синагоге и учит Талмуд.
Что поделать — еврейское
сердце не всегда может выдержать груз хоть справедливых, но жестоких деяний.
Тогда я подумал, что мне известен еврей, который в
годы Катастрофы убивал злодеев. Слава Творцу, что те, кто уничтожали врагов, не
сходили с ума! Да, наверное, некогда было. И синагог под рукой не было, и
Государства Израиль тогда не было. Нужно было воевать.
Элиягу Йонес очень молодым
человеком вступил в бой после того, как убежал из трудового лагеря. Я иногда
бываю в гостях у этого немолодого, заслуживающего большого уважения еврея.
Если бы он жил в Нижнем Новгороде, то о нем говорили бы как о «человеке-легенде».
Да и в Израиле о нем бывает так говорят.
Родился Элиягу Йонес в Вильно, в самом что ни на есть
еврейском квартале на улице под названием Евейская. Там и жил до
совершеннолетия. Несмотря на бедность, учился сам и стал учителем для малолетних
сирот. После захвата Литвы «братьями по классу» Элиягу почувствовал, что
наступают для него и его народа новые испытания. Он убежал в город Львов,
который тогда был польской вотчиной, но свобода была недолгой — кованые сапоги
нацистских убийц зацокали по брусчатке уютного, красивого города.
Молодого еврея-учителя вскоре арестовали, и небо в
крупную клетку говорило ему: «Что завтра с тобой будет? Тебе неизвестно. Но
если хочешь выжить, то бежать надо!»
286-295 296-305 306-320