Последние тетради. Том третий.
ЕВРЕЙСКИЕ ТЕТРAДИ
Уходят годы, — что неизбежно. Уходят люди, что печально, но, увы, тоже неизбежно. И вместе с этими людьми уходит многое из интереснейшей, тяжёлой, очень часто трагической истории советского еврейства.
Будучи связан с Московской хоральной синагогой на протяжении 35 лет, из которых 26 лет в качестве раввина, тоже являюсь частью этой истории. И постоянно ставлю себе в укор, что не озаботился сохранением бесчисленных историй, услышанных от интереснейших людей. А память, особенно с годами,.. ну, это многие по себе знают.
И когда Липа Грузман появился у меня в кабинете и подарил три томика своих «Еврейских тетрадей», я не скрою, был и удивлён (не подозревал о его литературном таланте) и обрадован. Обрадован тем, что богатый пласт еврейского «умирания» и не менее богатый — возрождения, хотя и в отдельном городе и в отдельной общине, стал достоянием большого количества людей во многих странах, где живёт русскоязычное население.
И где бы ни жили, думаю, что много общего у нас всех на пути возвращения к еврейству.
Спасибо тебе, Липа, за память, и пусть благословение Всевышнего даст тебе силы продолжать эту важную для всех нас работу.
Главный раввин России Адольф Шаевич
ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
Памяти моих соседей, живших в нашем дворе — дома 55 по улице Свердлова: дяди Гриши Колба, Андрея Васильевича Ястребова и Николая Зайцева — посвящаю.
Празднование Дня Победы в Иерусалиме началось на пару дней раньше официальной даты. Многие евреи-ветераны, участники Второй мировой войны, начали съезжаться на Святую землю из разных стран мира загодя. По прибытии в Израиль они вначале обязательно посещали Иерусалим и шли к Стене Плача.
Многие молились сами, некоторые нанимали религиозных людей для молитвы. Каждую минуту от основания Стены к Небесам распевно поднималось:
«...Упокой, Господи, в саду Эдемском, душу моего боевого друга, соратника, погибшего в Нормандии...»
«...нашла сына Абрама, погибшего в Нормандии, а также моего брата Арона сына Шнеера, моих родных — тетя Фриду, дядю Яшу, тетю Шифру, дядю Изю, погибших в Белоруссии, сестер Лею и Рахель, погибших в Освенциме...»
«...Благословен Ты, Владыка Вселенной, сотворивший чудо в прошедшее время — сохранивший мне жизнь и творящий чудеса сегодня. Я только благодаря Твоему чуду дожил до сегодняшних дней, ведь за считанные дни до Победы
сопляк из гитлерюгенда всадил мне в спину очередь. Три пули, наискосок — от
8поясницы слева до правого плеча — засели во мне. Упокой душу того юнца-немца, ибо я, падая, влепил ему пулю в голову. Прости меня и его, одураченного парнишку! Пусть будут стерты из поднебесной имена злодеев, развязавших кровавую бойню...»
«...Творящий мир в Небесах, дай мир всему народу Израилеву! Пусть мои правнуки живут в мире. Разве мало мы навоевались?!»
«.Прими мою поминальную и благодарственную молитву, Г-споди! Пусть погибшие покоятся с миром, пусть живые живут долгие годы.»
Не успевает одна молитва подняться над Стеной, как уже другая летит ей вдогонку, а затем еще и еще.
Уже высоко над Стеной все они сливаются в один поток-мольбу: «Дай, Г-споди, дай нам мир! Как прекрасна наша Земля, когда нет войны! Заповедовал ты нам не произносить имен злодеев. Так мы и делаем — вспоминаем праведников, проливших свою невинную кровь. Пусть дети и внуки их живут в покое и тишине! Дай нам мир, Г-споди!»
И сливаются слова молитв с облаками, ползущими над Иерусалимом, и плывут облака в сторону Европы — где пылала война и где земля смешалась с прахом погибших в бою солдат и невинных жертв фашизма.
Подходят к Стене ветераны и молятся о мире, вместе с ними молятся евреи, чье сиротское детство пришлось на годы войны, а с ними — юноши и девушки, для которых война — это и их история, история их семей, их деды превратились в прах и лежат в той земле, на которой шли кровавые битвы.
Война... Победа... А если бы не было Победы?
Ее значение понимают даже юные ортодоксы, читающие обычные молитвы около Стены, — и они присоединяются к молящимся ветеранам. И вот уже все вместе произносят:9
«Творящий мир в Небесах, сотвори мир всему народу Израилеву!»
После утренней молитвы я сижу напротив Стены Плача на каменной скамье, рядом с полицейским участком. Провожаю взглядом уходящих от Стены евреев — солдат армий США, Канады, Великобритании, участников Сопротивления во Франции, Греции, Югославии, партизан и подпольщиков.
Конечно, особенно мне приятны седые евреи, на груди которых под лучами иерусалимского солнца светятся ордена Красной Звезды или Боевого Красного Знамени. Ой, как трудно было многим из них вывезти в Израиль свои ордена и медали — ведь их лишали при выезде из СССР заслуженных боевых наград!
Идут людские потоки к Стене. Утирая тихую слезу, отходят люди от Стены. Несутся в небо потоки молитв. Поблескивают ордена и медали, выделяются на кителях и пиджаках нашивки за ранения и контузии.
Перед моими глазами проходит сиюмоментная жизнь. А мои мысли отравляются в далёкий 1955 год.
Утром тёплого зеленеющего майского денька перед первым уроком наша учительница Галина Петровна начала говорить о чём-то непонятном:
— Дорогие ученики! Сейчас я хочу вам рассказать о том, что десять лет назад наша страна — Советский Союз — одержала Победу над фашистской Германией. Очень у многих из вас папы и мамы были участниками войны. А я в те годы была совсем молодой девушкой-комсомолкой и во время войны работала на торфоразработках в Борском районе. А вот папа Алика Зайцева шестнадцатилетним подростком ушел на фронт и провоевал три года, до самой Победы. Благо-
10даря тому, что ваши папы с боями прошли по тяжелым фронтовым дорогам и дошли до Берлина, сейчас у нас — счастливая жизнь.
Сегодня вечером во многих клубах, на агитационных площадках будут проходить собрания, посвященные Победе. А на летней площадке сада Дома офицеров сначала состоится собрание участников войны, а потом будет демонстрироваться фильм «Подвиг разведчика». От нашего первого класса десять лучших учеников пойдут поздравлять советских воинов, которые победили коварного, злейшего врага — германский фашизм.
...Я, конечно, в делегацию школьников не был зачислен: во-первых, был неухоженным оборванцем, а во-вторых, неуспевающим учеником. Так что время после школьных занятий у меня было посвящено обычному времяпровождению на стадионе «Динамо».
С Аликом Зайцевым мы прошли на стадион через дыру в заборе со стороны оврага. На центральном фасаде здания стадиона ветер раздувал панно с барельефами теоретиков и вождей социального перерождения мира: Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Тогда для нас бородатые Маркс и Энгельс были непонятными персонажами.
Трибуны стадиона были заполнены народом: шли показательные выступления спортсменов-динамовцев. Около чапка кучковались мужики. Кто-то уже бил ладонью по донышку бутылки — так открывали пол-литровый сосуд с водкой, закупоренный картонной пробкой и залитый сургучом.
Водка была простая, под красной сургучной головкой, в народе она называлась «сучок», и стоила бутылка двадцать один рубль двадцать копеек. Ее пило все рабочее население. Пустую бутылку потом можно было сдать обратно в магазин и11
получить за нее рубль и двадцать копеек. Это были неплохие деньги, примерно столько стоила буханка ржаного хлеба.
Если горлышко бутылки было залито белым сургучом, то это была водка «Московская» которая стоила двадцать пять рублей двадцать копеек.
Красивая этикетка с изображением московского высотного здания украшала бутылку водки «Столичная». Это была особая, элитная водка и стоила она двадцать восемь рублей двадцать копеек.
«Победе десять лет! Ура! Да здравствует Советский Союз!» — вдруг раздалось со стороны городошной площадки.
Мы с Аликом пошли за теннисный корт, где рядом с сараями Славка Барский собрал компанию фронтовиков. Мужики по поводу такого большого праздника пили «Столичную». У всех собравшихся около сараев на груди сверкали ордена и медали.
Славка среди нас считался психованным... Про него долгие годы ходила байка, что во время соревнований по стрельбе он сделал не удачный выстрел, после чего очень разозлился и с силой забросил револьвер в неизвестном направлении и ушел с линии огня. Револьвер потом очень долго искали все участники соревнований.
Но в этот день — десятилетия Победы — раскрасневшийся весёлый и добрый он напевал боевые песни военных лет. Дядя Гриша — «Хрипун» — в лицах изображал министра пропаганды Геббельса и делал это очень артистично, гримасы у него получались ко-мичные,несмотря на то что он работал сторожем на стадионе. Вдруг Колька Зайцев после того, как хватанул водки из эмалированной кружки, стал выкрикивать:
— Я, б.дь, в шестнадцать лет на фронт пошел, уже на передовой мне семнадцать исполнилось! Доб-
ровольцем пошел, от райкома комсомола меня направили! Я на передовой кем был? Связистом был! Один раз ползу среди окопов, а там все вперемешку. Одни окопы наши, другие фашистские. Ползу, значит, катушку телефонного провода раскручиваю. Вдруг слышу выстрел рядом. Повернул голову и вижу, как один наш солдат, узкоглазый такой, корчится от боли и простреленную ладонь бинтует. А второй рядом лежит, в левой руке держит полбулки черняшки* и из «парабеллума» через хлеб тоже стреляет. Стрельнул, пистолет в сторону отбросил — и давай ладонь бинтовать. Вскочил я, передернул затвор своего ППШ и каждому самострельщику по очереди враз и влепил. Взял катушку с проводом и дальше на батальонный КП потянул. Я-то добровольцем на фронт пошел. А те-то, твари, хотели с фронта по ранению улизнуть. Но им, сукам, не удалось.
Я, когда на КП приполз, стал комбату о происшедшем рассказывать. А тот мне: «Николай, ну их на. Никому ничего не говори и рапортов никаких не пиши. Я бы тоже так сделал! Сколько уж народу полегло, теперь на пару больше. Нас с тобой, может, через час артобстрел накроет. А те двое — в медсанбате лежали бы, сытно-вкусно жрали бы, баб . бы, потом домой бы поехали. Нет, не грех это, что ты самострельщиков прикончил! Наплевать!
Так что, мужики, фронтовики, давайте-ка еще из кружки по-солдатски маханем за искупление грехов наших! Губили мы души людские во время войны. Но на то она и есть война!
* Черняшка — ржаной хлеб. |
Бывалые мужики разлили по кружкам водку. Пьют, не чокаясь, каждый о чем-то своем думает.
Хрипун что-то хрипит, пытаясь рассказать что-то свое о войне.
13Алик тихонечко шепчет мне:
— Ленька, а мне сейчас хорошо! Мой отец — герой. Ему на заводе «Москвич-401» продали, потому что он герой!
Он очень смелый и лихо воевал! Только плохо, что он, как напьется, приходит домой и мамку лупит. Она, как увидит, что он пьяный идет, в окно вылезает и убегает. К вам ли побежит или к тете Иде Шприц. У вас, у евреев хорошо. Дядя Гриша тоже воевал, но он не напивается и тетю Иду никогда не лупит.
«Да ладно, — отец говорит, — пьяный проспится, а дурак — никогда!» Так что если он сегодня и пьяный, потом все равно умный. Он сам свою машину ремонтирует. У нас во дворе только у него одного есть машина!