433-446
нижегородского еврейства, желая выставить себя героем
последних лет.
Вот как жизнь переплетается — внучка вице-губернатора
и музей синагоги, уже не существующий.
Вернемся к запечатлённым на
фотографии Ми-лорадским, которые состояли на службе у государя императора и
были во главе управления Нижегородской губернией. Были они дружны с Бирюковым.
Один из братьев был помощником правителя канцелярии губернатора (сейчас эта
должность называется заместитель директора департамента управления делами
губернатора). Старший из братьев, коллежский асессор Николай Никанорович
Милорад-ский был почётным гражданином Нижнего Новгорода. После кончины 21
января 1912 года был погребён на Петропавловском кладбище Нижнего Новгорода.
Это место сейчас носит название «Парк имени Кулибина».
Когда я был мальчишкой, за танцевальной площадкой
парка валялась огромная куча черных надгробных памятников полированного
гранита. Очень много надгробий было в той куче, символизирующей победу
пролетариата в купеческом ярмарочном городе Нижнем Новгороде. Может быть, там
валялся и памятник Николаю Милорадскому.
Константин Никанорович Милорадский служил мировым
судьей при Съезде мировых судей Нижегородской губернии до 1916 года. Он также
являлся почетным гражданином Нижнего Новгорода.
Александр Никанорович Милорадский был священнослужителем,
нес послушание и много сил отдавал устройству и открытию новых сельских школ.
Очень много «Ванек Жуковых» было в то время в России. Очень хотели
многие люди учиться грамоте.
434
Я помню безграмотных, не умеющих расписаться соседей-старичков, живущих в нашей округе. Они-то и мечтали учиться.
Тяжкий период жизни своего государства пережи¬ли предки Володи Успенского. Три брата и две сестры Милорадские будут, так сказать, корнями его внучки Елизаветы, рождение которой побудило бабушку об¬ратиться в архив.
Живут сегодня многие потомственные нижегород¬цы и приумножают наследие своих предков, не оби¬жаясь на судьбу. В лихие времена революционного скачка от лаптей к космическому кораблю — многие из их предков пали жертвами политических репрес¬сий. Иногда непонятно, почему.
А Нина Васильевна Успенская прислала мне еще справочку о Федоре Ефимовиче Ломакине, которого в возрасте 75 лет в 1930 году держали под арестом це¬лый месяц. Когда-то он окончил уездное Сергачское училище. Был он родным братом Панкратия Лома¬кина, отца нашей классной руководительницы, мно¬гократно мною упоминавшейся с любовью. Что ж, пусть в моих тетрадях будет пара строк еще об одном нижегородце. Места под это не жалко.
Просмотрел я, прочитал листы, присланные Ни¬ной Васильевной, на своем русско-сапожном языке переписал прочитанное и попросил у Нины еще фото¬графии ее семейства. Пусть через годы прочитает ее внучка Лиза о себе, маме, папе, бабушке и дедушке, прочих предках до седьмого колена.
Мне приятно: я исполнил клятву помогать своим одноклассникам — выпускникам 4-й школы 1965 года.
В тот год заканчивал я школу, тоже четвертую, но вечерне-сменную, для таких, как я, юношей и де¬вушек, которые работали и учились. Но был я неотде¬лим от тех мальчишек и девчонок, с которыми про¬учился два старших класса. И на вечере выпускном, на котором уже не было Вовки Яйцева (его призвали в армию до выпускного), я погулял.
Последний год обучения пребывал я в другой шко¬ле, а душа моя была с ними, дорогими близкими дру¬зьями, с которыми учился я в старших классах.
435
Точно как сейчас — я в Иерусалиме, а знаю, что Нина Васильевна Успенская копошится в архиве, стряхивая многолетнюю пыль с дорогих ее сердцу документов.
Ну вот! Опять нелитературное слово — «копошит¬ся» — употребил! Что мои знакомые иерусалимские поэты, писатели, редакторы, критики подумают?! Впрочем, это неважно. Я клятву исполнил и попутно кое-что порассказал, вспоминая то, что текло по фар¬ватеру моей памяти.
Говорили мудрецы: «Еврей, живущий не в своем государстве, есть сын Отечества и поэтому всячески должен укреплять государство, в котором живет. Если не будет государственной власти, то люди, как кроль¬чиха крольчат, могут поесть друг друга».
Вот ведь как может быть!
Как хорошо, что, празднуя сорокалетие оконча¬ния школы, никто из нас не думал о разнообразии нашего национального происхождения! А сейчас даже и верующими кое-кто из нас стал, теперь мы принад¬лежим к разным религиям.
Даже как-то смешно представить, что вдруг кто-то кого-то не поцелует из-за того, что друг сердеш¬ный , одноклассник — еврей.
Ох уж и обцеловали меня наши девчонки-бабуш¬ки! Ох уж и рады все были, что я из Иерусалима на
праздник прикатил! Каждые пять лет у нас такие праздники проводятся. Я не на всех, каюсь, бывал. Бывает, что опаздываю, только к столу-пьянке при¬хожу. Поэтому и нет меня на некоторых фотогра¬фиях.
А в этот раз почему-то все наоборот получилось: пришел вовремя, а ушел раньше — в Москву нужно было ехать по делам книгоиздательства.
В памяти, в сердце — на всю оставшуюся жизнь сохраняются такие встречи-праздники.
Долгие-долгие годы идем мы по жизни. Как хоро¬шо получилось, что фото предков мужа Нины Скрип-ник — Володи Успенского — попало на мой письмен¬ный стол в Иерусалиме.
Обязан я тем людям, которые служили при ниже¬городском губернаторе во славу Отечества, потому что в том городе я родился, рос, учился и душой сроднил¬ся со многими людьми.
Как радостно, весело было 1 мая 1964 года — все мы, тогдашние ученики десятых классов четвертой школы, пошли вместе на первомайскую демонстра¬цию.
Тогда была весна. Было приподнятое, радостное настроение.Была весна и наших жизней. КПСС «рисо¬вала» нам счастливую, красивую будущую жизнь — это была правда. Жизнь у многих из нас сложилась красивая — почти все мы окончили институты, сре¬ди нас есть даже доктора наук. Получились из нас красивые, благородные бабушки и дедушки, внуки и правнуки которых с интересом найдут кого-то из сво¬их близких на чудом сохранившихся у меня фото¬графиях.
А страна, поменяв флаг и герб, тоже живет.
И еще разок об израильском поэте, который ска¬зал: «Липа, ты человек, бесспорно, талантливый, но на хера столько никому не известных фамилий и ни¬кому не знакомых лиц в твоих книжках?» И, конеч¬но, услышал поэт от сапожника Лени Грузмана: «Твои стихи, конечно, тем людям,
о которых я вспомнил в своих тетрадях, ни на х. не
нужны. А я отдаю дань уважения моей жизни, которая была бы очень скудной и
невзрачной без этого множества неизвестных тебе людей».
А в Израиле — осень, даже один раз уже прошел дождь.
Скоро начнется сезон дождей, наша израильская зима. Но это будут теплые
нижегородские августовские дни.
441
На протяжении всего времени
повествования хотел поделиться мыслями о Сергее Витальевиче Руба-не — и все
как-то не получалось.
Завтра с утра пораньше начну писать о нём. А сейчас
пойду бродить по вечернему Иерусалиму, забреду на смотровую площадку района
«Малха» и.
Ночной прозрачный небосвод будет надо мною и чистый
горный воздух, гуляющий в Иудейских горах, войдет моим вздохом в мое одинокое
горящее «я».
17 ноября 2005 года.
Иерусалим. 5.45 утра. Я — за своим рабочим столом. Продолжаю повествование.
В 1960 году в это время, то есть в ноябре, в Горьком
вовсю разгулялась противная холодная дождливая осень, которая вдруг «загнала»
нас на вечернее время в «Детский клуб» при шестом домоуправлении.
Косенький старичок по прозванию Кириллыч с собачкой-дворняжкой
на веревочном поводке был руководителем в клубе от домоуправления. Какие-то
благородные женщины входили в состав родительского комитета, и каждый день две
из них помогали Кириллычу в его работе.
Партия решила, что воспитание детей в часы после школьных
занятий должно находиться в руках домоуправлений.
Под «Детский клуб» было выделено помещение в доме № 35
по улице Свердлова, где сейчас находится офис Сергея Витальевича Рубана. Когда
я попадаю в его кабинет с атрибутами предметов старины, то в моей памяти сразу
всплывают эпизоды той жизни, при которой на этом месте несколько десятков уже
почти взрослых пацанов и девчонок просматривали пленки фильмоскопа.
Запоздалое детство в сказке о Мальчише-Кибаль-чише
вырисовалось на белой стене клуба и держало нас около себя.
Годы пролетели.
И как-то незаметно на первом этаже этого дома вдруг
«высветилась» реклама советской общепитовской столовой под названием
«Свердлова, 35».
Еще через несколько лет ресторан «Виталич» принимал
гостей уже в переоборудованном, реконструированном помещении.
442
И почти сразу начались мои дружеские взаимоотношения
с хозяином ресторана, совсем еще молодым человеком — Сергеем Витальевичем.
Как сосед соседа он неоднократно выручал меня: варил в
своей кухне для синагоги картошку, свеклу, морковь, из которых мои помощники
делали винегрет для синагогальных застолий.
Кухня в синагоге была оборудована лишь в 1993 году, а
более оживленное посещение «Дома еврейских собраний» началось после декабря
1992 года, уже после того, как второй раз на площади Минина прошли
мероприятия, связанные с праздником Ханука. До этого, почти два года, евреи от
синагоги держались подальше: а вдруг вернется «золотое сталинское времечко».
Для кого-то оно не было плохим, тем более, если человек реализовал свой научный
потенциал на поприще ядерной физики или медицины. «Дело врачей» кого-то
коснулось, а кто-то жил более-менее по-прежнему, считая себя верноподданным
гражданином, никак не могущим попасть под жернова любимого и дорогого верного
ленинца-сталинца Лаврентия Берии. Да и к Берии отношение было неоднозначным —
многие полагали, что если бы не он, не было бы ядерного оружия у СССР.
Так что в начале становления Нижегородской синагоги
почти все евреи города были какой-то шарахающейся субэтнической массой, не
знающей, что делать. Синагога — это какой-то раздражительно-пугающий звук,
действующий на слуховые перепонки и заставляющий все человеческое нутро в
страхе перенапрягаться.
Сергей Витальевич был верным соседом-другом и помощником. После коренного поворота
в моей жизни, то есть выезда в Израиль, я иногда заскакивал в ресторан
«Виталич», чтобы просто повидаться с успешным в делах
443
предпринимателем, с которым нас связывают добрые
отношения.
В дни, когда у меня были готовы тиражи первых моих
тетрадей, Сергей Витальевич, принимая от меня подарок, спросил, держа в руке
стопочку тетрадей с номерами от единицы до пяти:
— Липа,
эти брошюрки (как их правильно назвать — книжечки, журнальчики?), наверное,
имеют какую-то цену? Ты уж меня не обижай — я хочу тебе заплатить за твой труд,
хоть я и не знаю пока, о чем идет речь в твоих тетрадях. Спасибо за дарственную
надпись!
Мне просить деньги было непривычно. Я сконфуженно
выдавил из себя:
— Сергей! Ну, если можешь, дай
тысячу рублей. Конечно, издание книг влетает мне в копеечку, но пока это нужно
только мне, так что на гонорары я не претендую.
Сергей
Витальевич улыбнулся и сказал:
— Липа, я далеко не бедный
человек. Преуспевающий предприниматель, как ты знаешь. Наверное, и потому я
преуспеваю, что ты был моим соседом, и я кое-чему учился у тебя. Ты же старше
меня и очень корректен во взаимоотношениях с людьми.
И тут же с радостной улыбкой он вручил мне пять тысяч
рублей со словами:
— Это,
Липа, от меня на начало твоего нового дела. Думаю, что оно будет интересным для
города Нижнего Новгорода, хотя пока я еще книжек твоих не читал — вот выкрою
время, полистаю.
Выходя из помещения, в котором я когда-то прощался с
детством, просматривая диафильмы и бесясь, бегая по залу и сцене, я вдруг
ощутил себя тем же подростком — уже не мальчиком, еще не юношей, которому
предстоит пройти свою дорогу в жизни и в творчестве повествователя.
444
Добрая поддержка Сергея Витальевича Рубана и его компаньона Романа Михайловича Хусяинова сыг¬рали большую роль в моей дальнейшей работе.
Очень по-доброму, с теплыми эмоциями делился со мной Роман Михайлович впечатлениями от прочи¬танных моих книг.
Перед самым отъездом из Нижнего в последний мой визит в город встретил я Сергея Витальевича на Свердловке. Обнялись, постояли на бордюрчике тро¬туара и разбежались. Один раз я так же встретил его вместе с сыном, почти на том же месте.
Думаю, что в моей книге найдется местечко для публикации этой фотографии.
445
Каждый воспринимает мои рассказы по-своему.
Какой-нибудь высокообразованный сноб-литератор скажет:
— Зачем это все? И без Ваших
книг писанины хватает. И у нас есть для этого профессиональные прозаики!
А раввин
глянет через очки и скажет:
— Ты еврей, поэтому брось свою
писанину, отнимающую столько времени, и иди к Стене плача, возноси молитвы
Всевышнему. Твое место — там, а не за письменным столом.
Но мое сердце говорит мне, перекликаясь со многими
нижегородцами:
— Я должен повествовать, пока
пишется. Придет время, изменятся обстоятельства, наступит момент, когда Липа
Грузман почувствует, что пора поставить последнюю точку в его письменах. А пока
— я буду продолжать свой труд.
Еще есть место, и поэтому
хочу опубликовать фото, где я вместе с Алексеем Алексеевичем Илларионовым —
начальником базы «Энерготехмонта-жа». Где-то в первом томе есть упоминание о
нашей дружбе.
Я случайно повстречался в
Канавино, около Центрального универмага с дорогим моему сердцу человеком.
Моих книг из первых тиражей ему не досталось. Обидел я
товарища, получается.
28 ноября 2005 года. Собираюсь завтра нести рукопись
последней, то есть пятьдесят четвертой тетради (в сплошном моем подсчете) в
издательство.
В своем рабочем ежедневнике вижу отметку, что у одной
моей старинной знакомой из Нижнего Новгорода — день рождения. Набираю номер —
и поздравляю молодую маму маленького нижегородца Ивана, который родился восемь
месяцев назад.
446
Чувствую, что там, за четыре тысячи верст — в Нижнем,
в доме на улице Белинского человеку стало теплей и радостней, и, конечно, не ей
одной. Ибо скажет она своим родным и близким:
— Меня с днем рождения Липа Грузман из Иерусалима
поздравил!
Третий том «Еврейских
тетрадей» был написан: в Большом Болдине, в Нижнем Новгороде, в Иерусалиме — с
пятого июня по 28 ноября 2005 года.
Я опять собираюсь в Нижний, Москву, и ещё очень хочется попасть на
Крайний Север или в Забайкалье.
Вздыхаю, а еще нужно в Сан-Франциско и в Нью-Йорк...
Как быстро все улетает в историю! Уже идет совсем
другая жизнь и в России, и в Израиле.
После перерыва на издание нового тома опять возьмусь
за перо. Чувствую, что еще многое не рассказано о жизни моего поколения. О нас
будут судить по тем книгам, которые мы оставим, и я тоже внесу свой крохотный
вклад в эту мозаику.
Думаю, что буду повествовать, уже не придерживаясь строгого
регламента, ограничивающего объем одной главы-тетради размерами школьной
тетрадки. Так что «Еврейские тетради», не успев родиться, убегают в прошлое.
Будет что-то новое, если будет.
Жаль, что цикл моих
повествований «Еврейские тетради» подошел к концу. Но, я думаю, мы еще встретимся,
верный мой друг-читатель!
Иерусалим. 28 ноября 2005
года.
421-432 433-446