Tel: 972-544-889038



Форма входа

23-32

Нижнего Новгорода», но, видно, из-за того, что очень много в этом очерке говорилось о Липе Грузмане, рукопись очерка осталась в столе. Сейчас я с любезного разрешения Рувима Ароновича представляю очерк читателям.

 

С ВЕРОЙ И НАДЕЖДОЙ

 

Нижегородской синагоге 118 лет. Возведенная на средства Нижегородской еврейской общины в 1883 году, она всего лишь 59 лет служила прямому назначению как обитель веры. В 1938 году, в период гонений властей на религию, синагога была закрыта, осквернена, а здание занято под склад­ские помещения с подсобными мастерскими.

В 1991 году синагога была возвращена верующим. И в этом исключительно большая заслуга была инженера-строителя Леонида Ароновича Грузмана. Под его руководством шло второе рождение синагоги. За относительно короткий срок она приобрела свое духовное назначение, ее двери стали открыты для всех.

В синагоге верующие стали регулярно молиться, еженедельно проводятся «шаббаты». Сотни нижегородцев собираются в синагогу отмечать праздники.

Раз в месяц габбай Липа Грузман выступал по Нижегородскому телевидению в передаче «С верой и надеждой» и рассказывал о еврейских праздниках, традициях.

Он был участником Конгресса еврейских религиозных общин, являлся членом его президиума.

Как получилось, что человек с высшим образованием Липа Грузман оказался во главе религиозной общины города, отдает все силы благородной цели — служению Всевышнему, возрождению духовности, нравственных устоев жизни? Ведь десять лет школа учила его, что «религия — опиум для народа», и во время трехлетней тяжелой солдатской службы в Забайкалье молодому парню, кроме военных знаний и навыков, вдалбливался в голову атеизм, так же, как и в период пятилетней учебы в Инженерно-строительном институте. На

23

Нижнего Новгорода», но, видно, из-за того, что очень много в этом очерке говорилось о Липе Грузмане, рукопись очерка осталась в столе. Сейчас я с любезного разрешения Рувима Ароновича представляю очерк читателям.

 

 

С ВЕРОЙ И НАДЕЖДОЙ

 

Нижегородской синагоге 118 лет. Возведенная на средства Нижегородской еврейской общины в 1883 году, она всего лишь 59 лет служила прямому назначению как обитель веры. В 1938 году, в период гонений властей на религию, синагога была закрыта, осквернена, а здание занято под склад­ские помещения с подсобными мастерскими.

В 1991 году синагога была возвращена верующим. И в этом исключительно большая заслуга была инженера-строителя Леонида Ароновича Грузмана. Под его руководством шло второе рождение синагоги. За относительно короткий срок она приобрела свое духовное назначение, ее двери стали открыты для всех.

В синагоге верующие стали регулярно молиться, еженедельно проводятся «шаббаты». Сотни нижегородцев собираются в синагогу отмечать праздники.

Раз в месяц габбай Липа Грузман выступал по Нижегородскому телевидению в передаче «С верой и надеждой» и рассказывал о еврейских праздниках, традициях.

Он был участником Конгресса еврейских религиозных общин, являлся членом его президиума.

Как получилось, что человек с высшим образованием Липа Грузман оказался во главе религиозной общины города, отдает все силы благородной цели — служению Всевышнему, возрождению духовности, нравственных устоев жизни? Ведь десять лет школа учила его, что «религия — опиум для народа», и во время трехлетней тяжелой солдатской службы в Забайкалье молодому парню, кроме военных знаний и навыков, вдалбливался в голову атеизм, так же, как и в период пятилетней учебы в Инженерно-строительном институте. На

24

занятиях по общественным наукам с философских позиций отвергалась религия, охаивался «талмудизм», как подход к ценностям жизни. Казалось, все это должно превратить Липу Грузмана в безбожника, заставить забыть родной язык (так стало с 99% евреев России, которые живут вне Торы, а 97% — считают родным языком русский). Но с ним такого не произошло, и это закономерное явление, связанное с генетическим прошлым и с реалиями жизни, которые то и дело напоминали ему, что он — еврей.

Факты из биографии.

Когда при Сталине развернулась борьба с космополитизмом и было сфальсифицировано «дело врачей-вредителей», некоторые школьники и ребята во дворах говорили Липе, что он — опасный еврей. В 1974 году его семидесятилетний отец по религиозным соображениям выехал в Израиль...

В Конституции СССР говорилось о праве свободы вероисповедания, но это была формальная декларация, а по существу продолжались дальнейшие гонения на религию. Синагога не была возвращена верующим. Им приходилось неофициально молиться в нескольких квартирах. Липа Грузман посещал миньян (молитвенное собрание) в переулке Грибоедова, ездил в Московскую синагогу.

Возникали вопросы: почему происходит усиленная ассимиляция евреев, почему ставятся преграды перед еврейской культурой, искусством, почему моя религия должна пропасть?

Все это вызывало, наращивало религиозный и нравственный протест, толкало на практические действия. В 1988 году Липе Грузману удалось зарегистрировать еврейскую религиозную общину. В 1991 году власти, наконец-то, передали синагогу общине. Надо было заняться восстановлением здания, налаживать работу, и Липа Грузман уходит с должности начальника участка «Энерготехмонтажа» на символическую зарплату габбая, а по вечерам подрабатывает сапожником.

Большое внимание габбай Липа Грузман уделял работе с детьми. При синагоге была организована детская воскресная школа, где около ста ребят от пяти до четырнадцати лет изучают еврейский язык, историю, культуру, музыку, традиции

25

своего народа, познают религию. Следует отметить, что в школе работают хорошие преподаватели-профессионалы. Для ребят проводятся утренники, где исполняется еврейская музыка, танцы, проводятся игры, лотереи, дарятся призы, подарки. Во время национальных праздников хор школы выступает перед взрослыми. О достижениях учащихся школы говорит такой факт — Соня Гуткина победила в российском конкурсе по еврейской истории и была награждена поездкой в США. В летний период синагога организует лагеря для еврейских детей, а для оставшихся в городе детей проводятся экскурсии в музеи, посещение театров, прогулки по Волге и Оке.

В 1994 году при активном участии Липы Грузмана при Нижегородской синагоге создан молодежный центр (руководитель — Дмитрий Ковлер), которому был выделен весь первый этаж здания. У молодых евреев Нижнего Новгорода появилась возможность участвовать во многих программах. Это и проведение праздников и шаббата в традиционной форме. В дискуссионном клубе обсуждаются национальные и религиозные вопросы, а также и политические, волнующие каждого россиянина. Молодежный центр выпускал газету «Хаим», которая знакомила с жизнью центра, рассказывала об отдельных эпизодах еврейской истории, публиковала высказывания великих людей о евреях. Для укрепления здоровья были организованы спортивные кружки; проводятся игры, прогулки. Летом был организован лагерь отдыха.

При синагоге уже несколько лет функционирует «Союз евреев-нижегородцев — инвалидов и участников войны», который проводит нужную и интересную работу (председатель — полковник Г.Ю. Цингер, секретарь Я.Д. Мирман). В «Союз» входят около трехсот человек.

Идея такого объединения, периодические встречи, им проводимые, личное общение, так необходимое людям пожилого возраста, порождены, во-первых, тем, что в последние годы закрылась часть небольших предприятий, НИИ, где работали многие евреи-ветераны. О них забыли... Во-вторых, по-прежнему бытует мнение, что «евреи воевали за Ташкент».

26

Ведь до последнего времени не упоминалось о 500 000 советских евреев, которые воевали на фронтах Великой Отечественной войны (200 000 из них погибли); о том, что 153 еврея стали Героями Советского Союза, а 300 имели звание генерала. И о том, что многие виды новейшей военной техники созданы всемирно известными евреями — авиаконструкторами, физиками-атомщиками, ракетчиками. И в-третьих, в последнее время в нашей стране появились фашистские группы, развернувшие клеветническую кампанию против евреев.

В составе «Союза» имеются пехотинцы, саперы и танкисты, артиллеристы и летчики, моряки, разведчики, военные врачи, медицинские сестры и узники гетто.

Среди них — старшие офицеры, сержанты и рядовые. Все члены Союза награждены орденами и медалями. Три ордена Боевого Красного Знамени и орден Отечественной войны имеет разведчик  Е. С. Дли. Артиллерист М. З. Острак награжден орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны (два ордена), Красной Звезды. Четыре и более орденов получили 137 человек.

Пятнадцать встреч, проведенных Союзом, были посвящены дням Победы, памяти и скорби, дню Советской Армии, Холокоста и т. д. Большое впечатление оставили воспоминания многих ветеранов о своем участии в боях, а также и о работе в послевоенное время (рассказывали профессор П. Э. Сыркин, М. А. Грицевский, конструктор Б. А. Дехтярь и другие).

Членам Союза периодически оказывается благотворительная помощь.

 

Тора является одним из величайших стержней человеческой культуры, кодексом общечеловеческой морали и нравственности. Иудаизм — это прежде всего человеколюбие, и молитва на основе Торы уже сама собой влияет на человека, на образ его жизни. Заповеди о запрете убийства, о совершенствовании души, о необходимости делать больше добра, о трудолюбии и другие гуманистические принципы становят

27

ся достоянием ума и сердца. Но, кроме этого, синагога и лично Липа Грузман проводят и другую культурно-просветительскую работу. Приведем лишь некоторые примеры.

При синагоге создан музей истории нижегородского еврейства. Правда, он еще в начальной стадии своего функционирования. Даны объявления для населения с призывом приносить в этот музей экспонаты.

Постепенно жизнь в синагоге налаживалась.

В 1993 года появились библиотека и кошерная столовая.

С 1994 года работает молодежный центр ХАИМ.

С 1994 года работает «Союз евреев-нижегородцев — инвалидов и участников войны».

В 1995 года открыт музей истории нижегородского еврейства.

Впервые в истории Нижнего Новгорода в 1997 году проведена научно-практическая конференция «Иудаизм в Нижнем Новгороде: традиции и диалог», подготовленная синагогой совместно с кафедрой современной истории государства Российского Нижегородского государственного университета имени Лобачевского.

Синагогу посещают тысячи прихожан, гостей Нижнего Новгорода из нашей страны и из-за рубежа. Каждое лето еврейские дети ездят отдыхать и учиться основам иудаизма в лагерь «Ган Исраэль», где у них пробуждается религиозное чувство — чувство совести. Сегодня Нижегородская синагога является единственным духовным, национально-культурным центром нижегородского еврейства.

 

Как-то Липа Грузман шел по Покровке — центральной улице Нижнего Новгорода. У скверика увидел несколько русских ребят: кое-как умытые, плохо одетые, нагловатые глаза, но в глубине печаль, что так сложилось детство.

Сердце заболело от жалости к обездоленным. Подошел, поздоровался. Пошутил, познакомился.

— Поди, кушать хотите?

— Хотим... — они уставились на его руки, рассчитывая на милостыню.

28

— Пойдемте со мной. Тут близко.

Привел в синагогу, подал ребятам обед: первое блюдо, второе, компот. Ели жадно, торопясь, а Липа Грузман сидел рядом...

 

Хочу сказать в заключение, что Рувим Аронович Симкин для меня — один из дорогих и очень близких евреев Нижнего Новгорода, число которых невелико. Я люблю весь еврейский народ, его трагическая история мне очень дорога, но народ состоит из разных личностей, поэтому в силу субъективных причин приходится недолюбливать некоторых сородичей...

Симкин — гордость еврейства, украшающий наш город, ибо с семилетнего возраста он — нижегородец. Воспитание и становление его личности происходило на берегах матушки-Волги. Воевал он тоже на Волге — участник Сталинградской битвы.

 

2 февраля 2002 года

Вестибюль гостиницы «Плаза», Иерусалим. Место встречи с десятью молодыми евреями-нижегородцами.

Вспоминаю, наблюдаю, размышляю...

При фонде «Ор Авнер—Хабад Любавич» существует «Ассоциация еврейских молодежных организаций России».

Десять молодых евреев из Нижнего Новгорода — членов вышеназванной организации — имели счастье семь дней жить в Иерусалиме и путешествовать по Израилю. Одна из девочек по имени Регина позвонила мне и рассказала о поездке и всех мероприятиях. Звонок Регины и последующая встреча были для меня самым большим праздником в Израиле, где я прожил к тому дню более трех лет.

На встречу со мной прибежали все десять человек. От каждого исходило какое-то сверхчеловеческое душевное тепло. Каждый юноша и девушка меня знали по-своему и воспринимали по-своему. Например, Бориного отца я знал еще ребенком, очень хорошо знал его бабушку и дедушку, а самого Борю видел только маленьким мальчиком. Теперь передо

29

мной сидел молодой мужчина, заканчивающий университет. Каждый из ребят советовался со мной. Что делать дальше в жизни? Стоит ли приезжать в Израиль? Каковы условия жизни в Израиле? Можно ли молодому человеку приехать в Израиль и не служить в армии?...

Я отвечал на вопросы, смотрел в их родные и милые глаза и лица, и мне казалось, что это встреча происходит не в Иерусалиме, а в Нижнем. Просто, как обычно, ребятишки пришли в синагогу. Но комфорт вестибюля — сверкающие люстры, блестящий мраморный пол, шикарные мягкие кресла — и легко различимый иврит израильтян, находившихся поблизости, — все говорило о том, что Нижний Новгород за четыре тысячи километров.

Я сказал молодым евреям, что ужасно им завидую. Они мне ответили, что завидуют мне, так как другого такого еврея в Нижнем Новгороде не будет.

Регина в третий раз за время встречи от имени мамы и от себя лично говорит мне спасибо за множество добрых дел, сделанных для нее и ее семьи: «Липа! Липа! Мама передает большой-большой привет и огромное-огромное спасибо. Так много вы сделали доброго для всей нашей семьи. Липа, спасибо!»

Часы тикали, от начала встречи прошло два часа, но никак не хотелось расходиться.

Я размышлял вслух. Сегодня мы можем наблюдать развитие человеческой цивилизации и научно-технического прогресса. Но параллельно идет невидимая жизнь человечества, каждого народа и каждого человека в духовном плане. Духовная жизнь бывает очень яркой и возвышенной, а бывает низменной.

Ребята, как всегда, очень внимательно слушали меня. Казалось, время остановилось, и опять на долгие времена мы будем вместе...

Олегу я с улыбкой напомнил, как восемь лет назад ему делали обрезание; я был его сандак (восприемник). Тогда для Олега это был стресс, он переживал, боялся осложнений. Но теперь рядом со мной сидел молодой сформировавшийся ев-

30

рей, открытый, с чувством юмора. Он нет-нет и в разговоре «выдавал» шутки.

Это меня очень радовало. Годы, прожитые в еврействе, не прошли бесследно. Часть еврейской молодежи Нижнего Новгорода несет в душе мой человеческий образ.

Но в жизни все что начинается, когда-нибудь заканчивается. Закончилась и наша встреча —  в 11 часов ночи.

Я поехал к себе домой в район Кирьят-Ювель, а ребята пошли по своим гостиничным номерам.

Было сладко от встречи и грустно от расставания.

 

3 марта 2002 года.

Я пришел в Большую ашкеназскую синагогу в Иерусалиме на улице Кинг Джордж.

Вижу, вспоминаю и размышляю...

В синагоге молятся шестнадцать молодых евреев: два лейтенанта, восемь сержантов и шесть солдат Армии обороны Израиля. Очень тихо. Слышны только слова молитвы. Рюкзаки, амуниция и автоматы лежат на полу, около ног. Видимо, воины или вернулись с задания, или отправляются на него. По мускулистым фигурам, по эмблемам на рукавах можно определить, что это спецназ.

Сердце переполняется гордостью и чувством собственного достоинства, что сегодня есть у евреев всего мира государство, и это государство имеет полноценную армию.

Как было обидно и больно в далеком 1952 году, когда я еще ребенком повздорил с соседом-сверстником Вовкой, и его бабушка, больно ударив меня, сказала: «А ты, жиденок, убирайся в свой Израиль. Здесь наших детей не бей». В горле встал ком, было стыдно, что я еврей. С пятилетнего возраста меня уже начали обзывать, унижать и оскорблять. Пьянчуга Лизка с нашего двора назвала моего пятилетнего сына Леву «жидовским отродьем» и прогнала с лавочки, которая стояла под ее окном.

Как сладко, отдавшись этим воспоминаниям, находиться среди солдат израильской армии и говорить «омен» в нужных местах молитвы. Как передать это ощущение возмездия

31

за унижения и оскорбления, перенесенные в детстве мной самим и не миновавшие моих детей? Слава Б-гу, сегодня все низкое, гадкое осталось позади, в далеком серотуманном прошлом. Я — израильтянин.

 

3 апреля 2002 года.

Я снова в Нижнем Новгороде.

За три с половиной года жизни в Израиле я приехал сюда в пятый раз.

«Не многовато ли...» — шутит Умяр Идрисов, настоятель соборной мечети на Казанской набережной. Я навещаю его в больнице. В голове свои мысли. Вспоминаю... Размышляю...

Идрисов вторит вслед за Олегом Рябовым, что я должен, даже обязан писать свои воспоминания, размышления. Ибо многое я видел и во многом принимал непосредственное участие.

Пять лет пролетели, как пять дней. Ровно пять лет назад в Москве, в микрорайоне «Отрадное», вместе с Умяром Идрисовым мы встретились с Ряшитом Баязитовым, который строил мечеть, православный храм и синагогу в микрорайоне. Все культовые сооружения находились недалеко друг от друга.

Я могу сказать только хорошее о Ряшите Джаббаровиче Баязитове, который пригласил меня как представителя еврейства на строительство синагоги. Я сделал все, что требовалось от меня. Простой татарин из нижегородской глубинки, уже будучи московским бизнесменом, он оказал серьезную поддержку еврейской синагоге Нижнего Новгорода. Также он пожертвовал деньги на лечение русского мальчика Ивана Мартьянова. Почему-то люди «чешут под одну гребенку» всех мусульман. Я вспоминаю Умяра Хазрата Идрисова и Ряшита Баязитова только добрыми словами. Они делали для меня добро, не спрашивая никаких обязательств. Чем я могу заплатить? Только добрыми чувствами и хорошими словами в их адрес, а также молитвой Б-гу, чтобы Умяр Хазрат Идрисов и Ряшит Баязитов были живы и здоровы.

Уже уходя из больницы от Идрисова и прощаясь с ним, я услышал традиционный вопрос: «Липа, ты вернулся в Россию насовсем?» Он чувствовал, что душа моя поет.

32

Весна. Оттепель, проталины на снегу, сосульки на крышах, ручейки, воробушки чирикают, солнышко припекает... Благодать!

Мне кажется, что нет нескольких лет жизни в Израиле, и что своим существом я по-прежнему живу в нижегородском пространстве.

Уста говорят сами: «Умярчик, выздоравливай! В Израиль я уеду только через месяц. Так и буду летать «челноком» туда-сюда, сюда-туда...»

Мы расстались с чувством, что видимся не в последний раз...


12-22  23-32    33-46

 

Суббота, 27.04.2024, 08:56
Приветствую Вас Гость


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 67
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0