Tel: 972-544-889038



Форма входа

229-239

Это красивый, очень красивый город с изящной Волжской набережной, с провинциально-простодуш­ными людьми, среди которых жили и труженики-евреи — инженеры, врачи, музыканты, учителя, во­еннослужащие, преподаватели университета, работники советских и партийных органов. Немнож­ко еврейского генофонда еще сохранилось в том хо­рошем городе, где по весне едят цветную крапиву, которую продают около автостанции и на базаре из мешков мисками-мерками, и где кокай-шурпа* — национальное блюдо.

Я когда-то в ресторане «Чувашия» ужинал вместе с Юрием Ивановичем Опалевым. Я с удовольствием

232

съел тарелку чувашского супа. Опалев ел и чертыхал­ся, ему не нравилось.

 

А на горе Кеннеди гулянье набирало силу. Музы­ка, песни, танцы, игра в воланчик, мангалы, запах жареного мяса.

Я ушел побродить вглубь леса, хотел побыть один и полюбоваться израильскими красотами, которые в моем сознании сливаются с красотами Чувашии, Мор­довии, Карелии, Забайкалья, Нижнего Ивкина.

Я присел на камень под двумя израильскими пих­тами. Аромат от пихтовых лап Иерусалимского леса был таким же, как в кировской тайге.

Там, в Ивкине, я парился в сельской бане «по-черному», хлестал себя пихтовым веником.

После бани я более суток источал аромат камфар­ного масла, который почувствовал и здесь, в гуще леса на горе имени убитого американского президента.

Я смотрел на гребни Иудейских гор, которые уже были ниже моего местонахождения и упирались в пос­леполуденный, слегка затянутый белыми облаками небосвод. В сознании возникали горные лесные пейза­жи когда-то виденных гор Прикарпатья и Черноморс­кого побережья Кавказа.

Только велением Духа Превечного можно создать красоты горных лесных пейзажей, почти одинаковых при первоначальном взгляде и совсем различных по духовосприятию.

Есть поучение мудрецов, которые записали: «Ког­да Превечный творил мир, он создал десять красот. Одну красоту он отдал миру, а девять — Святой зем­ле».

Наверное, сидя под израильскими пихтами и вды­хая ароматы зеленого покрова весенней растительно­сти горы Кеннеди, я как-то по-особенному почувство­вал красоту живой
233

природы, которая «вдыхалась» мною, через прочувствованные взгляды входила в мое духовное Я.

И эта открывавшаяся панорама все крепче связа­ла меня со Святой Землей.

 

Здесь Превечный явился еврейскому патриарху Аврааму и сказал: «Я приумножу тебя. И будет твоих потомков столько, сколько звезд на небе. Им, потом­кам твоим, отдам я в наследие эту землю. Чтобы жили они и исполнением заповедей Моих прославляли имя мое в этом мире.»

Красиво прописанные слова Пятикнижия можно легко прочувствовать, любуясь весенним вечнозеле­ным израильским лесом.

А на меня, сидевшего нкамне, набрел Дани — му­зыкант, живущий в Ашдоде, а до этого живший в Дер­бенте.

234

Улыбаясь, он сказал: «Мне кажется, что эти горы пришли сюда из Дагестана. Ой, нет! Наоборот: к нам в Дагестан горы пришли из Израиля. Наши старей­шины говорили, что все началось от Израиля. Но сей­час в Дербенте уже почти нет евреев. Мы, горские евреи, еще долго будем помнить Дагестан. Мы любим родные места, они такие же красивые, как наши, из­раильские».

Я дышал израильским воздухом и слушал прият­ного, обходительного, тактичного сына Кавказских гор, живущего в Израиле и забывающего о том, что когда-то всей нашей бывшей родиной правил «горец», замучивший тысячи музыкантов, поэтов, писателей, философов, художников, ученых.

В горах мы сами чувствуем себя немного горцами, благодаря чему мы слышим в чудном лесу чудную музыку жизни сказочного леса и сказочных гор, а улыбка горца Дани
235

все это объединяла. Дани очень обходителен в общении с людьми.

Потихоньку мы с Дани-горцем возвращаемся в зону отдыха.

А там все продолжается: шашлык, водка, сок, ви­ноград, коньяк, шашлык, сок, яблоки. Бренчит ги­тара, звучит музыка из транзистора, танцуют друзья перед тем, как выпить.

Как в анекдоте:

— Что значит «выпить на посошок»? Посошок — это посох, а посох — это палка. Так посошок значит, что гостей палкой пора гнать.

.Кто-то ожесточенно спорит на иврите. Но ив­рит еле пробивается через гомон русской речи. Все расслабились, и новые силы приходят к жителям Святой земли. Им предстоит новая тяжелая, но ин­тересная трудовая неделя жизни. И мы пьем «на по­сошок».

Домой меня привез Леонид. Он зашел ко мне, прочитал автограф на титульном листе книжки «Виадук», где было написано: «Много­уважаемому Липе, бла­городному еврею и вдохновителю еврейс­кой общины в Чебокса­рах. 28.08.1977 г. М. Шерц».

Леня посмотрел и мой фотоархив, где на одной из фотографий был запечатлен и он с женой и детьми

С теплыми чувства­ми Леонид поехал в Хайфу, взяв мои книги,

чтобы передать их моему другу-земляку Грише Лопа-тинскому, он этих книг уже давно дожидается.

Уезжая от меня Леонид улыбнулся и сказал: «Липа, разве мы могли предполагать восемь лет на­зад, что вот так встретимся в израильском лесу? Не­исповедимы пути Всевышнего».

Дорогой читатель, все же пару фотографий я в этой тетради помещаю.

Благородный еврей Менахем Шерц, прожив созна­тельную жизнь честным, добродетельным человеком, а в годы социалистического строительства таких лю­дей было много, уже в преклонных летах пришел в синагогу и приобщился в молитве и чтении Пятикни­жия к вечноживущему своему еврейскому народу. Он в моей доброй памяти, как и прекрасный волжский

236

город Чебоксары, сосед моего родного Нижнего Нов­города.

 

11 сентября 2005 года. Иерусалим. Сегодня в Ниж­нем Новгороде — День города. Хочется туда, на пло­щадь Минина.

Так же память будоражит Нью-Йорк. 1 сентября 2001 года мой старший сын со всей своей семьей был на смотровой площадке одного из зданий «Близне­цов»... Вечером 19 февраля 1993 года и я стоял под «Близнецами», желая увидеть снизу верхушку зданий. Голова даже слегка закружилась после того, как мои глаза «охватили» картину крыши на фоне звездного неба. А сегодня мир уже отмечает четвертую годов­щину страшной трагедии.

Что еще могут натворить коварные дети Восто­ка?..

237

                                   ТЕТРАДЬ ДЕСЯТАЯ

 

Вечер 11 сентября 2005 года.

Письменный стол притянул к себе каким-то мощ­ным магнитом. В еврейском летоисчислении идет пос­ледний месяц 5765 года..

Месяц элул — месяц покаяния и месяц подготов­ки к Новому еврейскому году.

.Подходит к концу седьмой год моей жизни в Из­раиле.

Мудрецы постановили, что человек в каких-то осо­бых случаях может сам составлять молитвы, лишь бы они шли от сердца.

Моя молитва в месяц элул в Иерусалиме: «Кто благословил праотцов еврейского народа — Авраама, Ицхака и Яакова, благослови всех праведни­ков и жен их, и детей их, и внуков их, родных и близ­ких их. Праведность и справедливость дают смысл жизни.

О Святой Тв-рец! Если бы не праведники в еврейс­ком народе. О Святой Тв-рец! Если бы не праведники в народах мира, противна и печальна была бы жизнь злодея среди злодеев...

Спасаешь Ты род людской от злодеев. Рушатся их замыслы. Затыкаешь злые рты их ты колом оси­новым, надеваешь на их глаза Ты пелену непрогляд­ную и спасаешь от их злодеяний праведников и спра­ведливых людей.

237

Прошу Тебя, отведи от меня болезни, дай мне силы, убери из меня хворь духа. Прости грехи. Дай удачу в делах моих — делах повествователя.

Если не я, то кто? Кто расскажет людям о жиз­ни моей, Тобой мне подаренной — уникальной жизни. Нет другого человека во всем земном мире, который прожил бы мою жизнь.

И пишу я во славу Имени Твоего, так как все от

Тебя.

Без прошлого нет будущего.

Живя в своем прошлом, я живу в Твоем Будущем. Прими молитву мою.

Творящий мир в Небесах, даруй жизнь и мир народу, в котором я родился, в котором рос и в котором живу.

Некуда мне уйти от народа своего и от Тебя.

Есть люди-образы, есть люди-легенды, есть просто люди. Что они значат без благословения Твоего?

Что значу я, затерянный в шести миллиардах че­ловеческих созданий Твоих? Один я из пятнадцати миллионов евреев, разбросанных по многим странам и народам мира.

Услышь меня, загляни в меня, посмотри на меня; дай силы в воспоминаниях пережить мне то, что уже пережито, увидеть то, что уже видано, услышать то, что уже было слышано.

Живу я сейчас в своем прошлом, а значит, живу я в Твоем Будущем.

Все, что написано мною, принадлежит Тебе и на­роду моему, и нижегородцам вместе с городом моим родным Нижним Новгородом, и любимому городу мое­му Иерусалиму и стране моей многострадальной — России, и Святой земле — колыбели человеческой ци­вилизации, и государству моему — совсем недавно воз­рожденному Израилю.

Прими, прими молитву мою.

Прости, прости грехи мои, как все люди, в грехах я.

Ты милосердный. Нет никого, кроме Тебя, Единого и Предвечного.

Ты послал мне удачу в жизни. Я — Липа Грузман. Ты прощал грехи праотцам моим, так как я живу и жив народ мой. Прости и меня.

Я славлю имя Твое. Ты — Б-г! Ты — Один. Ты даровал мне долгую уникальную жизнь.»

 

11 сентября 2005 года. Поздний вечер.

В Нижнем отгремел салют в честь Дня города. В Нью-Йорке горят свечи в память о погибших. Над Иерусалимскими горами горят звезды.

Я пишу.

239


В сентябре 1959 года всех временных жильцов из бывшей лютеранской кирхи выселили. Мои самые


224-228    229-239    240-247

Суббота, 27.04.2024, 03:41
Приветствую Вас Гость


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 67
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0